15 декабря 2018 года


Замена штатникам: комбинированные коаксиальные динамики Beyma RF-652, RF-502 и RF-402


09.06.2006 Штатная акустика большинства дешевых иномарок (я уже не говорю про отечественный автопром) оставляет желать лучшего. Можно закрыть глаза даже на откровенные косяки при установке, вроде незатянутых винтов или крепление динамика в одной-двух точках вместо положенных четырех - это все правится за разумное время в гараже. А вот качество самих динамиков поднять подручными средствами не удастся, выход один - менять...
Версия для печатиВерсия для печати

   Найти адекватную замену штатным излучателям непросто - то цена кусается, то вместе с излучателями предлагается заменить и магнитолу, поставить качественный усилитель, в общем, опять же требуется значительное вливание денежных средств, не каждый пойдет на такие траты. Компания Beyma решила уделить внимание таким автовладельцам и выпустила линейку динамиков, не требующих особых извращений при установке и подключению. Рассмотрим их поближе.

   Все три драйвера имеют общую конструктивную особенность - полипропиленовые мидвуферы, майларовые твиттеры, на магнитную систему надета резиновая нашлепка. Последняя установлена не красоты ради, а призвана гасить паразитные излучения с задней стороны драйвера. Пищалки сообщаются с мидвуферами через фильтры первого порядка.

Beyma RF-652

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.28 N/A Mms 10.36 g
Qms 4.77 N/A Cms 500.69 um/N
Qts 1 N/A Sd 133 Sm2
Fo 69.9 Hz Bl 3.27 TM
Vas 12.5 l Re 3 Ohm
SPLo 87 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3.5 mm

   Первым рассмотрим шестидюймовый драйвер за именем RF-652. Примечательная особенность - высокая чувствительность для динамика такого типоразмера. График RZ - ровный, так что при подключении к аудиосистеме, установленной в автомобиль на заводе, проблем не будет - маломощная голова не зайдется хрипом. Вообще говоря, все рассмотренные в обзоре динамики проектировались как замена штатной АС автомобиля, в котором по умолчанию стоит аппаратура невысокого качества. По той же причине высокая резонансная частота (70Гц) не сможет испортить общую звуковую картину - усилитель не сможет выдать достаточный ток, и частоты ниже резонансной просто не будут воспроизводиться. Полная добротность динамика - около единицы, что соответствует оформлению "бесконечный экран" ( та же дверь, задняя полка и т.д.).


   На графике АЧХ, снятом на оси драйвера, явно выделяется горб в области ВЧ. Однако под углом 30 градусов, то есть, когда динамик будет установлен в дверь, частотная характеристика получается ровной - +/-3 дБ в диапазоне от 1 до 10 кГц, и +4 / -5 дБ во всем рабочем диапазоне драйвера (70 Гц - 18 кГц). Подъем в районе 15 кГц, за которым следует спад звукового давления, даст иллюзию, что высоких частот достаточно.

   В общем, перед нами хорошо спроектированный, недорогой драйвер, предназначенный для замены штатной автомобильной акустики. Не без недостатков, конечно - у него слабый мотор (отношение BL к массе подвижной системы), который не позволит динамику хорошо отрабатывать импульс. Но по сравнению с тем, что ставят по умолчанию в автомобили, шестидюймовые "коаксиалы" от Beyma всяко играют лучше.

Beyma RF-502

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.37 N/A Mms 6.54 g
Qms 3.75 N/A Cms 466 um/N
Qts 1 N/A Sd 84 Sm2
Fo 91.2 Hz Bl 2.86 TM
Vas 4.65 l Re 3 Ohm
SPLo 86 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3.5 mm

   ТТХ пятидюймового динамика позволяют сделать вывод, что он в целом аналогичен рассмотренному выше. И конструктивные параметры драйвера, и его частотка говорят о том, что динамик будет чувствовать себя лучше всего в двери. При этом чувствительность у пятидюймового динамика поменьше, но тем не менее, для пятидюймового излучателя она очень хорошая.

   Недостаток этой модели - высокая резонансная частота (90 Гц), из-за которой рабочий диапазон головки снизу сокращается до 100-120 Гц. На снятом нами графике частотка доходит до 80 Гц по уровню -3 дБ, однако при использовании драйвера со штатной магнитолой эти частоты благополучно загнутся. Что, с учетом частоты резонанса динамика, к лучшему.


   Другой недостаток - подъем АЧХ на 2кГц: поскольку пик находится в середине наиболее слышимой части частотного диапазона, незаметить его будет трудно. Выражаться дефект будет в неестественном звучании вокала и многих музыкальных инструментов. Из очевидных достоинств отметим наличие у этой модели отличного мотора, позволяющего ей хорошо отрабатывать импульс и обеспечивать динамичное воспроизведение музыки, которая, к сожалению, компенсируется частоткой повышенной горбатости, с явным перекосом в сторону высоких частот. Без эквалайзера не обойтись.

Beyma RF-402

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.62 N/A Mms 4.77 g
Qms 3.81 N/A Cms 316.9 um/N
Qts 1.13 N/A Sd 49 Sm2
Fo 129.5 Hz Bl 2.7 TM
Vas 1.1 l Re 3 Ohm
SPLo 83.6 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3.5 mm

   Четырехдюймовая модель также предназначена для установки в штатные места под динамики, но - в торпеде.Наилучшиу частотку драйвер имеет под углом 45 градусов. Неравномерность АЧХ просто отличная - +3 / -1 дБ вплоть до подъема на высоких частотах (с эпицентром около 12 кГц), который, опять же, дает иллюзию достаточного количества ВЧ.

   В целом, с учетом просто замечательного мотора, очень здорово. Но, к сожалению, рабочий диапазон динамика невелик, и снизу его придется "подпирать" сабвуфером. Ранний обвал понизу - следствие высокой резонансной частоты (120Гц). По-хорошему, во избежание засилья искажений, стоит отфильтровать драйвер снизу (дешевле всего - силами цифрового фильтра).

Выводы

   Все три модели можно назвать удачно спроектированными, если иметь их в виду в качестве недорогой замены штатным динамикам автомобиля без апгрейда остального звукового тракта. Отдельные недостатки каждой из моделей мы отметили в основной части текста, из общих минусов укажем отсутствие возможности регулировать ось-направления ВЧ-динамика относительно СЧ/НЧ излучателя.

Дополнительные материалы

RZ Beyma RF-652 RZ Beyma RF-502 RZ Beyma RF-402