22 августа 2018 года


Тест Helix Blue 69 – замена недорогому сабвуферу


23.01.2007 Как полноценная акустическая система Helix Blue 69 лучше не использовать, а вот в качестве басовика он заиграет неплохо. Для доработки АС не потребуется ничего, кроме увесистого молотка…
Версия для печатиВерсия для печати

   Среди бюджетных автомобильных сабвуферов попадаются очень неплохие экземпляры, но все они имеют общий практический недостаток – занимают место. Альтернативным вариантом являются «овалы» - низкочастотные динамики с акустическим оформлением открытого типа. На один неплохой вариант мы недавно натолкнулись, разбирая очередную порцию недорогих коаксиальных динамиков.

Helix Blue 69

   Цифры в названии обозначают форм-фактор динамика, 6 х 9 дюймов. Драйвер сделан по классической для бюджетного коаксиальника схеме: вуфер озвучивает все частоты, которые только может, остальным занимаются подключенные через конденсатор твиттеры. Высокочастотники работают в одном и том же диапазоне, сигнал между ними никак не делится. Конденсатор на твиттерах скорее предохранитель, чем полноценный разделительный фильтр. В общем, зона совместного звучания динамиков охватывает практически все средние и высокие частоты, что, мягко говоря, нехорошо.

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.3 N/A Mms 19.29 g
Qms 5.85 N/A Cms 448.77 um/N
Qts 1.07 N/A Sd 194.86 Sm2
Fo 54.094 Hz Bl 4.23 TM
Vas 24.197 l Re 3.56 Ohm
SPLo 86.55 dB/W*m Znom - Ohm
Pmx - W Xmx - mm

   Басовый динамик этого комбайна имеет добротность равную 1. То есть, он будет нормально работать в акустическом оформлении типа фри эйр и хорошо встанет, например, на заднюю полку. Отношение Bl к массе подвижной системы посредственное, обычное для бюджетных низкочастотников. Чувствительность у динамика относительно невысокая, 86,5 дБ на ватте, но для нормального озвучивания салона этого хватит: 40 Вт на канал выдаст любой бюджетный усилитель, в том числе и встроенный, а это уже больше 100 дБ. Резонансная частота – около 50 Гц, пик звукового давления присутствует, впрочем, не особо заметный на слух.




АЧХ Helix Blue 69 в свободном поле

   Посмотрим на результаты измерений. На верхнем графике видим, что под углом (а именно так будет восприниматься звуковая волна, формируемая «овалами» - не подиумы же для них делать?) частотная характеристика и привлекательностью, и формой напоминает титьку нулевого размера с широким и плоским соском (3 кГц) :) . Как известно, пик на этой частоте дает очень неприятный, «крикливый» характер звучания; здесь же вся АЧХ – квинтэссенция этого косяка. Прибавьте к этому огромную зону совместного звучания динамиков с неизбежными искажениями, получится совсем не аппетитный коктейль.



АЧХ Helix Blue 69 в салоне хэтчбека с багажником на 200 (красная) 300 (зеленая) и 400 (синяя) литров.

   А вот в качестве басового динамика Helix Blue 69 очень даже ничего. Частотная характеристика, конечно, не струна, но вполне приличная. В салоне седана басовик сможет воспроизводить частоты от 20 Гц до 150 Гц с легким завалом (-1 дБ) в районе 100 Гц и подъемом около 50 Гц. Высота подъема и спад к инфранизу, как видно на втором графике (прикидка сделана на седан со стандартным объемом салона), зависят от объема багажника, но не то чтобы очень сильно. Предпочтительнее большой отсек на 400 литров, с такой нагрузкой неравномерность частотной характеристики будет минимальной. При желании воспроизведение самого «жирного» баса можно будет усилить, набив багажник разным барахлом :) .

Выводы

   Как полноценный коаксиальный динамик Helix Blue 69 лучше не использовать, а вот в качестве замены недорогому сабвуферу он смотрится хорошо. Сравните его, например, с Vibe FLI Trap 10 – та же картина, только искать место для ящика и возиться с жестким креплением корпуса к полу (почти все бюджетные сабвуферы очень легкие) не придется. Нагрузка на усилитель будет нормальной, просадок rz у вуфера нету, так что выбор усилителя ничем не ограничен. Пищалки можно отломать и заклеить отверстие катушки кусочком тонкого поролона, а можно оставить все как есть, просто отключить пищалки. На воспроизведении низких частот это никак не скажется.