25 апреля 2018 года


Плюшевый кинотеатр: тест акустической системы Creative Gigaworks T20


14.07.2006 Сделать качественную миниатюрную стереосистему пытались многие, но мало у кого получилось что-то путное. А вот Creative решила задачу. Gigaworks T20 хорошо рисует панораму, развивает изрядное давление и басит плюшевым басочком до 75 Гц, при этом почти не занимая места на столе. В качестве бонуса - куча необычных для мультимедиа технических решений inside. Как говорится, кто может, пусть сделает лучше...
Версия для печатиВерсия для печати

   Малогабаритные колоночки сейчас в моде. Говорят, с началом iPod-истерии спрос на них сильно вырос, особенно если на колонках прямо указано, что они разработаны специально для использования с суперраскрученным дизайнерским проигрывателем. Двухканальные малолитражки есть даже у таких фирм, как Altec Lansing и JBL. Правда, получилось у них не бог весть что. Сказать по правде, вообще слушать невозможно. Альтековские XT1 не на много превосходят встроенные ноутбучные динамики (хотели мы прикупить такую систему к ноуту, но послушали ее и передумали), а что касается JBL Duet и JBL On tour - так один наш общий знакомый долго отказывался верить, что ЭТО могла выпустить легендарная компания... Единственными «чебурашками», которые справлялись с воспроизведением музыки, до недавнего времени были Bose Mediamate. И вот недавно к ним добавились Creaive Gigaworks T20.

-объем: 1.5 л

-материал: пластик

-оформление: ФИ

-заполнение: 10% синтепон

   Корпус системы, как несложно увидеть на фото, сделан из пластика. Материал вязкий, не звонкий: если постучать по корпусу, звук получится глухим. На внутренних сторонах всех стенок расположены ребра жесткости. Больше всего их на передней панели, где они образуют сетку. Порт фазоинвертора выведен наверх, что необычно, но понятно: расположить в таких маленьких колоночках ФИ, настроенный на 75 Гц, по другому было бы не реально.

   Пищалка не имеет каких-то неординарных решений, это просто хороший дюймовый твиттер с тканевым куполом. Чувствительность – 93 дБ /м /Вт, неравномерность АЧХ – пределах +4 / -2 дБ. Пик в +4 дБ приходится на резонансную частоту (2 кГц), и если отфильтровать динамик октавой выше, неравномерность в его рабочем диапазоне сократится до +1,5 / -2 дБ. Прямо High End!

 

-диаметр: 3"

-мембрана:
синтетическое волокно

-магнитная система: феррит, экранированная

 

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.658 N/A Mms 1.874 g
Qms 3.957 N/A Cms 571.747 um/N
Qts 1.168 N/A Sd 21.2 Sm2
Fo 153.772 Hz Bl 2.406 TM
Vas 0.364 l Re 5.3 Ohm
SPLo 80.906 dB/W*m Znom - Ohm
Pmx - W Xmx - mm

   НЧ-СЧ-динамик, говоря коротко, странный. С одной стороны, у него очень низкая, даже по мультимедийным меркам, отдача: всего 81 дБ / м / Вт. С другой – просто фантастическое отношение BL к массе подвижной системы. Далее: резонансная частота динамика – 150 Гц, соответственно, низкие частоты ему по идее противопоказаны, однако прослушивание показало, что панч получается чистый, безо всяких дребезгов.

   График АЧХ мидвуфера повергает в ужас, неравномерность частотной характеристики просто неприличная. Однако, как выяснилось чуть позже, разработчики сумели использовать и эту, мягко говоря, необычную манеру игры драйвера, и приспособить перепады частотки под свои нужды.


-конденсаторы: неполярные электролитические

-резисторы: проволочные

-катушки: с ферритовым сердечником

   Фильтр в Creative Gigaworks T20 тоже необычный, точнее, не характерный для мультимедиа. Он последовательный, или серийный (serial). Резистор выравнивает головы по звуковому давлению, а также уравновешивает плечи по сопротивлению. Конденсаторы задействованы для деления диапазона между динамиками, как и общая для обоих драйверов катушка. Следует учитывать, что и сами динамики являются элементами цепи – они друг другу и индуктивности, и резисторы.

   Судя по всему, делить динамики инженеры решили около 4 кГц. Для твиттера это хорошо, но вуфер то до этой точки не дотягивается. Как быть? Тут креативщики решили жить и работать по-клячински, заткнув провал за счет выброса от фильтра. Что им, конечно, и удалось, организовав провал Rz на 3,5 кГц (его дают конденсатор на 8 мкФ и резистор).


   Надо сказать и о конструкции Creative Gigaworks T20 в целом. Что заставило производителей поместить мидвуфер над твиттером? Есть мнение, что они стремились добиться оптимального расстояния между мидвуфером и поверхностью стола. Переотражения от столешницы оказывают значтельное влияние на звук, их наличие – та главная особенность, которую обязательно должны учитывать производители именно мультимедийных систем.

   Если динамик расположен невысоко, появляются переотражения на средних частотах, в самой слышимой области частотного диапазона. Подняв драйвер над столом повыше, и придав передней панели АС наклон (тем самым еще немного увеличив расстояние от динамика до поверхности стола), инженеры решили проблему переотражений, а заодно убили и еще двух зайцев: получили малогабаритную акустику и использовали кривую АЧХ мидвуфера в своих целях.

   Как вы видели на графике АЧХ, у мидвуфера провалена АЧХ на интервале 400 Гц – 1 кГц. А теперь давайте посмотрим на график частотки Gigaworks T20, расположенной на столе. Провал закрывается не полностью, но перепад АЧХ становится более плавным, область, оказавшаяся в провале, существенно сокращается, и мы волшебным образом получаем приподнятый бас (не то, чтобы низкий, но буцкать будет хорошо; и вообще, для акустики с такими габаритами нижняя рабочая частота в 75 Гц – это достижение) и плавный подъем давления к высоким частотам. На переотражения выше 2 кГц, стремной синусоидой уходящие вверх, можно закрыть глаза: в этой области частотного диапазона человеческий слух фиксирует всю информацию в течение нескольких первых миллисекунд, так что отрекошетившие от столешницы волны будут восприняты мозгом как мусор и отфильтрованы.

   Субъективно Creative T20 получилось вполне благозвучной. С поправкой на габариты, конечно. Есть иллюзия баса, есть вполне приличная середина и хорошие высокие – пищалка у этой акустики хорошая. При невысоком Spl декоративные малолитражки обладают на удивление приличным звуковым давлением, потому что встроенный в Gigaworks T20 «цифровой» усилитель спокойно и не напрягаясь переживает перепады Rz, а мидвуфер очень хорошо переносит перегрузки. Так что T20 можно слушать даже на максимальной громкости. К достоинствам отнесем и хорошую передачу панорамы – безусловный плюс пищалки. Итого, все три главных составляющих для озвучивания игрушек и фильмов есть – запас громкости, бас (пусть и неглубокий), локализация источников звука.


   Для простенькой музыки колонки тоже подойдут, но ничего серьезного на них, конечно, лучше не слушать. В плане передачи тембров и динамики с серьезными системами им не потягаться. Ничего удивительного, впрочем: отдача у широкополосника не ахти какая, зона совместного звучания динамиков находится в самой слышимой части диапазона, мидбас провален относительно среднего звукового давления на 4-5 дБ...

Резюме

   И тем не менее новая ММАС нам понравилась. Такое ощущение, что инженеры из Creative решили поиграть в Bose: подопечные Омара Батьковича очень любят помудрить и поэкспериментировать с переотраженным звуком. Не сказать, конечно, чтобы Creative удалось сделать что-то уровня Mediamate, по сравнению с этой системой Gigaworks T20 получилась относительно простенькой, плюшевой. И в плане технической решения, и в плане звука. Но интересная малогабаритная система у Creative все же вышла. Это вторая миниатюрная настольная АС, которую можно слушать, не морщась. Первая, конечно, Bose Mediamate.