20 октября 2018 года


Трехголовая муза – тест Creative Inspire T3100


07.11.2006 Creative Inspire T3100 примечательна тем, что это первая бюджетная трехполоска от разработчиков вечноживого Live!. До нее в сателлитах всех Inspire в гордом одиночестве стояли широкополосники.
Версия для печатиВерсия для печати

    Динамик, воспроизводящий средние частоты, обычно имеет большой диффузор, что предполагает достаточно высокую массу подвижной системы по сравнению с куполом специализированного ВЧ-динамика. Скомпенсировать этот недостаток можно с помощью мощной магнитной системы, что в бюджетной акустике реализовать сложно. Есть и другие недостатки, например, плохая направленность на высоких частотах, но для систем этой ценовой категории они роли особо не играют.

    Из большого веса подвижной системы следуют два очень широко распространенных недостатка – неширокий рабочий диапазон (подавляюще большинство динамиков такого типа работают только до 12 кГц, нередко характерным подъемом на этой частоте, создающим иллюзию наличия ВЧ) и «вялые» высокие с плохой детализацией, поскольку динамику просто не хватает скорости.

Компоненты

    Итак, Creative каким-то образом провернула изыскание внутренних резервов, и нашла деньги на установку ВЧ-динамика. Выглядит он, правда, небогато. С виду – дешевый синтетический твиттер на подобие тех, что ставят в бюджетные музыкальные центры, что со всеми деками, CD-приводами, приемниками, усилителями, цифровыми блоками управления (обыденная, но дорогая часть, между прочим), пультами и, конечно, колонками, стоят в розницу баксов так 100-150. Фильтр в виде единственного конденсатора, припаянного к клемме твиттера, тоже заставляет скептически морщить хобот. Может, не стоило выгадывать деньги на это чудо?

    Среднечастотник, на первый взгляд, тоже пострадал от перекройки бюджета. С виду-то нормальный, но обратите внимание на параметры Тиля-Смолла. Щас… Черт, говорил же мне Вадим – не прощелкай клювом распечатку, Саша… А, вот! Полная добротность – почти 2. Такой драйвер можно ставить разве что в бесконечный экран. А его поставили в закрытый корпус. Подъем резонансной частоты и ранний спад АЧХ гарантированы, плюс все остальные радости хорошо выраженного резонанса в виде соответствующих призвуков. Соотношение BL к массе подвижной системы вроде как приличное (1,2 к 0,6), но при такой добротности это не плюс. Чутье, кстати, все равно низкое.

Параметры Тиля-Смолла СЧ динамика:
Qes 2.836 N/A Mms 655.575 mg
Qms 5.716 N/A Cms 382.755 um/N
Qts 1.895 N/A Sd 11 Sm2
Fo 313 Hz Bl 1.258 TM
Vas 0.066 l Re 3.43 Ohm
SPLo 80.588 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 6 W Xmx - mm

    Сабвуфер. Динамик установлен в фазоинверторное оформление, в то время как добротностью ему предписано работать в закрытом ящике, для фазника она слишком высока. Собственная резонансная частота динамика – 78 Гц, но в таком акустическом оформлении она еще поднимется… По остальным критичным параметрам, чувствительности, мотору, динамик самый заурядный, за исключением очень маленького эквивалентного объема.

Параметры Тиля-Смолла НЧ динамика:
Qes 0.98 N/A Mms 8.358 g
Qms 7.046 N/A Cms 496.708 um/N
Qts 0.861 N/A Sd 63.6 Sm2
Fo 78.112 Hz Bl 3.716 TM
Vas 2.853 l Re 3.3 Ohm
SPLo 83.293 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx - W Xmx - mm

    Пары слов заслуживает усилитель со внешним блоком питания. Я бы и не стал ничего говорить об этом маломощном (2 х 6 Вт) преобразователе бесформенной энергии в музыкальный сигнал да о коробочке размером с небольшой кулак, если бы не восторги инженерной части нашего сообщества. Вертели, разглядывали, издавали голосовыми связками громкие простые звуки и короткие фразы. Какая компоновка! Сборка – машинная. Технологично… Высокая повторяемость… Ну и все в таком духе. Судя по всему, не усил, а чистый восторг технолога. Только слушателю от этого радости будет мало, за исключением того, что вероятность при покупке напороться на некондицию невелика.

Система


АЧХ сателлита

АЧХ сабвуфера

RZ системы

    Все выше сказанное относилось к компонентам системы и к нашим прогнозам на тему, как они могут заиграть в тех или иных условиях. Очевидно, что порознь все эти компоненты являются именно тем, из чего слепить конфетку будет непросто. Кстати, мы (наш коллектив) твердо убеждены: настоящее мастерство проявляется не в конструировании дорогих систем с огромными бюджетами – тут каждый дурак сможет выступить как минимум неплохо – а в бюджетном секторе, где из материалов у тебя одна дурно пахнущая, похожая на глину субстанция. Ничего другого не дано, бюджеты то жмут!

    Как говорил Феликс Эдмундович, щелкая подтяжками, «а теперь – дискотека»! Начнем с сабвуфера, ибо тут все проще и понятнее. Резонанс, естественно, съехал к 100 Гц, что отлично видно на графике rz. Только разработчики смогли это использовать. Видно, у динамика в этом корпусе естественный спад АЧХ начинается раньше, но за счет резонанса конструкторам удалось продлить «полку». Вышло очень неплохо, саб играет от 50-52 до 120 Гц, с легким подъемом на 60 Гц, за счет чего подчеркивается бархатный бас. Субъективно – очень хорошо звучит. И габариты небольшие. Жаль только, что до классической частоты стыковки сабвуфера и сателлитов, 150 Гц, саб все же не дотянет даже с учетом подъема давления при их сложении.

    А сателлиты, между тем, играют только до 300 Гц, в результате чего в области стыковки таки образуется изрядный провал. Это и есть главный, единственный неоспоримый недостаток системы. Просадка звукового давления в диапазоне от 300 Гц до 2 кГц как минимум отчасти компенсируется переотражениями от стола; во всяком случае, на слух косяки тембрального баланса малозаметны и впечатления не портят, нижней середины у Creative T3100 хватает. Что касается высоких частот, то здесь все неоднозначно: продлить рабочий диапазон системы до 20 кГц разработчикам удалось, но с провалом от 10 до 15 кГц. Не слишком большой выигрыш по сравнению с одним широкополосником.

Выводы

    Инженеры Creative в очередной раз подтвердили свой высокий уровень, слепив из.. гм.. скудных подручных средств если не конфетку, то хорошую в своем классе систему. У Creative Inspire T3100 очень хороший малогабаритный сабвуфер и неплохие сателлиты. За исключением провала на мидбасу, АС очень прилично передает тембральный и музыкальный баланс. Слабое место АС – динамика, в чем виноват в первую очередь маломощный БП. Однако среди бюджетных трифоник нет ни одной, у которой в этом плане качество звука было бы на высоте.