22 апреля 2018 года


Тест мультимедийного сабвуфера JetBalance JB-180


08.09.2005 Если Вы хотите получить полноценный звук, Вам не обойтись без сабвуфера, мы хотим представить вам флагманскую модель JB-180 (от компании JetBalance).
Версия для печатиВерсия для печати

Хочешь бас, купи сабвуфер!

В последнее время на многих специализированных форумах бурно обсуждается проблема отсутствия низких частот у настольной компьютерной акустики. В связи с чем предпринимаются попытки доработки АС, но зачастую они не только не приносят желаемого результата, но могут даже стать причиной выхода из строя отдельных компонентов системы. На наш взгляд, оптимальным решением данной проблемы является дополнение уже имеющейся акустической системы 2.0 активным сабвуфером. При наличии обрезного фильтра это решение позволяет разгрузить имеющиеся акустические системы от низких частот и тем самым подать большую мощность при меньших интермодуляционных искажениях со всеми вытекающими из этого последствиями. Но основное преимущество такого решения – наличие тех самых «вожделенных», так нужных простому обывателю 30-40 Гц. Компания JetBalance первая на рынке начала выпуск мультимедийных сабвуферов отдельно от АС.

Мал да удал

Вашему вниманию представлена флагманская модель JB-180 (от компании JetBalance).

JetBalance JB-180
Общий план

При первом рассмотрении сабвуфер кажется маленьким, «безобидным» устройством с двумя размещёнными по бокам, закрытыми защитной металлической сеткой шестнадцатисантиметровыми динамиками и фазоинвертором на лицевой панели. Но как только мы опишем вам его внутренне устройство, вы осознаете – каков он – мал да удал. Итак, перейдём к его внутреннему устройству.

JetBalance JB-180
Внутренности

Корпус сабвуфера изготовлен из 15мм МДФ и покрыт декоративной плёнкой ПВХ чёрного цвета. Габаритные размеры: 210х310х350мм (ШхВхГ). Внутренний объём корпуса около 13 литров. Поперечное ребро жёсткости укрепляет корпус саба и одновременно фиксирует фазоинвертор. Длина фазоинвертора 220 мм, диаметр 45 мм. Выход фазоинвертора скруглён, что позволяет снизить аэродинамические шумы, неизбежные при максимальной громкости на частотах близких к частоте его (фазоинвертора) настройки. Расположение динамиков на противоположных сторонах сабвуфера уменьшает вибрации корпуса (на большой громкости) и не позволяет сабу «ездить» по полу.

JetBalance JB-180
Динамик

Пятидюймовый динамик содержит бумажный диффузор с пластиковым пылезащитным колпаком и штампованную стальную раму. Отверстия в раме, в диффузоре под пылезащитным колпаком и в керне магнита обеспечивают эффективную вентиляцию катушки. Инвертированная неодимовая магнитная система при своих сравнительно маленьких размерах имеет высокую магнитную энергию и не требует защитного экрана. Диаметр катушки 1 дюйм на алюминиевом каркасе. Подвес изготовлен из синтетического каучука и потому обеспечивает большие линейные ходы подвижной системы (+- 9.5мм).

Параметры Тиля-Смолла

Parameter Value Units Parameter Value Units
Znom 4 Ohm Fo 39.676 Hz
Re 3,4 Ohm Qms 2.434
Krm 1.162 mOhm Qes 0.557
Kxm 13.337 mH Qts 0.453
Erm 0.842 Pmx 55 W
Exm 0.677 Hvc 23.5 mm
Sd 73 Sm2 Hag 5 mm
Bl 5.917 TM Xmx 9.5 mm
Vas 5.3408 l Cmx 12.5 mm
Cms 700 um/N No 0,06 %
Mms 22,987 g SPLo 79.66 dB/W*m
Mmd 22,6262 g

Моделирование корпуса в программе LEAP5 показало, что при максимальной мощности усилителя в 55 Ватт динамик не войдёт в режим искажения.

JetBalance JB-180
Коммутационная панель

Рассмотрим усилительную часть АС. На коммутационной панели размещается трёхпозиционный тумблер питания с отключаемым «спящим режимом». Также на ней расположены регуляторы громкости, подстройки фазы и частоты среза, позволяющие наиболее верно согласовать сабвуфер с настольной АС. Для подключения используется один линейный вход RCA (тюльпан) и высоковольтный вход и выход.

JetBalance JB-180
Усилитель

В сабвуфере находятся два усилителя, каждый из которых нагружен на свою динамическую головку. Для усиления сигнала используются двухканальная микросхема класса D 2х50 Ватт – Philips TDA-8920. Трансформатор имеет мощность в 120 Ватт, что является очень хорошим показателем для мультимедийной акустики; ни одна компьютерная акустическая система не может похвастаться подобным качеством трансформатора. Усилитель имеет встроенный обрезной фильтр инфранизких частот второго порядка с частотой среза 30 Гц по –3дБ. Данный фильтр позволяет ограничить ходы вуферов на частотах ниже частоты настройки фазоинвертора, где они (ходы) резко возрастают.

АЧХ сабвуфера JB-180 с минимальной (красная линия) и максимальной (синяя линия) частотой среза.

АЧХ JB-180

График АЧХ показывает, что сабвуфер воспроизводит ровный низкочастотный сигнал начиная от 30 Гц(-6дБ).

Rz JB-180

Согласно графику Rz частота настройки фазоинвертора находится в районе 37 Гц.

Графики стыковки сабвуфера JB-180 с самыми популярными мультимедийными АС 2.0.

JB-180 (коричневая линия)+PRO3 (бежевая линия)

Несмотря на «угрожающие» размеры корпуса и низкочастотника PRO3 начинает «играть» от частоты 50 Гц. Основной проблемой данной АС является превышение допустимых линейных ходов вуфера (ниже 50 Гц), вследствие чего увеличивается количество нелинейных искажений. На наш взгляд, для лучшего согласования PRO3 с сабвуфером следует заткнуть (носком или любимым плюшевым мишкой) отверстие фазоинвертора PRO3 и одновременно (!) уменьшить уровень баса при помощи темброблока.

JB-180 (синяя линия) +JB381(малиновая линия) со «штатной затычкой»

В случае с JB-381 при стыковке с сабвуфером мы настоятельно рекомендуем использование штатной «затычки» фазоинвертора. Благодаря наличию обрезного фильтра 40Гц проблем у АС с линейными ходами не возникнет. В данном случае, не требуется даже регулировки тембра.

JB-180 (синяя линия)+Solo2 (бордовая линия)

В данном случае мы наблюдаем ярко выраженный подъём на частотах в районе 100 Гц, воспринимаемый неискушенным слушателем как бас. Мы рекомендуем вам провести те же, что и в случае с PRO3, манипуляции с фазником и темброблоком.

JB-180 (зелёная линия)+JB-362 (фиолетовая линия)

Так как данная модель является компрессионной (акустическое оформление - закрытый ящик), начиная с 70 Гц АЧХ имеет плавный спад, а обрезные фильтры НЧ настроены на 40 Гц, таким образом, проблем при согласовании с сабом возникнуть не должно. Данная АС наилучшим образом подготовлена для работы с сабвуфером JB-180.

Особенности подключения и стыковки

Основным недостатком при подключении сабвуфера к имеющейся АС 2.0 является отсутствие специализированного линейного выхода с обрезным фильтром. Во всех вышеперечисленных случаях, кроме JB-362, вам потребуется «раздвоитель» линейного выхода с звуковой карты. На наш взгляд, высоковольтный вход и выход в большей степени применимы к начальным Hi-Fi системам, чем к мультимедийным АС. Для нахождения лучшей комбинации частоты среза верхнего диапазона сабвуфера и фазового сдвига вам понадобится много времени; всё зависит от конкретных условий прослушивания. По всей вероятности, во всех вышеописанных случаях, за исключением JB-362 и JB-381, у вас может возникнуть проблема стыковки в районе 100 Гц. Тщательно выбирая фазовый сдвиг, вы избежите данной проблемы. Довертись собственным ушам!

Как правильно настроить сабвуфер:

  1. Регулировка уровня громкости: сначала следует выставить АС 2.0 на наиболее часто используемый уровень громкости, затем выставить соответствующую уровню громкости АС громкость сабвуфера; чтобы тот «не выделялся» и «не проваливался» на её фоне.
  2. Регулировка частоты среза: регулируя частоту среза, следует уменьшить зону совместного звучания сабвуфера и АС 2.0, но не забывать о возможных «провалах» и «горбах» на АЧХ.
  3. Регулировка фазы: выбирая положение регулятора, вы должны добиться полноценного звука во всём диапазоне частот, другими словами, ощущения, что система работает без сабвуфера. Проще говоря, барабанщик и бас-гитарист должны «вылезти» из-под стола.

Саб в деле (наши впечатления)

Нам стало интересно – насколько быстро можно настроить саб, мы справились за 15 минут (один слушал, второй ручки крутил). Настроили, сели музыку послушать, фильмы посмотреть, в игры поиграть.
Первое, что нельзя не отметить – звук стал более объёмным; благодаря сабвуферу стало различимо положение бочки и барабанов ударной установки, бочка – внизу, барабаны – выше, совершенно преобразился бас (его преображение особенно слышно в концертной записи); в системе 2.0 это не было выражено так ярко. Другой очевидный плюс – саб сам по себе не локализован, другими словами, возникает ощущение, что система работает без него. Также бесспорно преимущество динамических головок малого диаметра, их небольшие размеры позволяют быстро и чётко отрабатывать басовые партии, мы будто заново открыли для себя рок и электронную музыку – насколько изменилось их звучание. Но настоящий «музыкальный» сабвуфер удивлял нас чем дальше, тем больше… Когда мы подключили АС к нашему «боевому» (игровому) компу и испытали саб на «Doom 3» и «Half-life 2», нам просто снесло башку! :) Ну а напоследок мы решили посмотреть “Pearl Harbor”, “Jurassic Park” и “War of the Worlds”, сабвуфер и тут не разочаровал нас, звуковое решение батальных сцен впечатлило ни на шутку, звук передал атмосферу на все сто. При большом количестве плюсов, мы отметили всего один минус (присущий всем малогабаритным сабвуферам с фазоинверторами): на высокой громкости фазоринвертор начинает «фыркать», что не является серьёзным недостатком, так как это заметно только при выключенных сателитах, отверните его от себя и дело с концом!

Наши выводы

Тестирование показало, что если вы хотите получить полноценный звук, вам не обойтись без сабвуфера. Мы надеемся, что у компании JetBalance скоро появятся достойные конкуренты, но пока альтернатив не наблюдается.

На заметку производителям мультимедийных АС:

Мы позволим себе заметить, что современным акустическим системам 2.0 не хватает специализированного выхода на сабвуфер и возможности работать в двух режимах (с обрезным фильтром низких частот и без него), что существенно упростило бы регулировку громкости и улучшило качество звучания. Таким образом, потребитель сможет сначала купить АС 2.0, а затем, докупив сабвуфер, получить полноценную систему 2.1.