21 августа 2018 года


M-Audio Studiophile LX4: что такое – студиофилия?


28.02.2006 Неравнозначность "студиофилии" и звукорежиссуры ничуть не мешает маркетологам позиционировать LX4 как акустические мониторы начального уровня, что, мягко говоря, странно. Взять хотя бы компоненты, на которых она построена...
Версия для печатиВерсия для печати

Добрый день. И снова с вами программа «Избиение младенцев» на сайте Лиги Звука. Сегодня мы будем внимательно изучать трехкратного призера соревнований ММ-Звук – трифоник M-Audio LX4...

Система показалась нам крайне неоднозначной. Уже название акустики, Studiophile, допускает очень противоречивые трактовки в лучших традициях всевозможных мутных пророчеств. С одной стороны, вроде бы, студиофил – это человек, тяготеющий к студийному характеру звучания. Согласитесь, назвать студиофилом звукорежиссера как-то язык не поворачивается. Даже если ему очень нравится оборудование, которым он пользуется.

С другой стороны, неравнозначность "студиофилии" и звукорежиссуры ничуть не мешает маркетологам позиционировать LX4 как акустические мониторы начального уровня, что, мягко говоря, странно. Взять хотя бы компоненты, на которых она построена.

-диаметр: 1'

-мембрана: майлар

-магнитная система: феррит, экранированная

-особенности: колпачок фазовыравнивающий

Твиттер имеет ферритовую магнитную систему, экранировка присутствует. Передняя панель ВЧ-динамика изготовлена из пластика, и представляет собой мини-рупор с фазовыравнивающим колпаком. На все это хозяйство нагружена майларовая мембрана диаметром один дюйм. Такие мембраны имеют отвратительное свойство самовозбуждаться на высоких частотах, раздражая слушателя неприятными призвуками.

-диаметр: 4'

-диффузор: полипропилен

-магнитная система: феррит, экранированная

-катушка: 3/4'

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 0.681 N/A Mms 3.89 g
Qms 2.757 N/A Cms 730.24 um/N
Qts 0.546 N/A Sd 51 Sm2
Fo 94.44 Hz Bl 4.16 TM
Vas 2.66 l Re 5.1 Ohm
SPLo 87.05 dB/W*m Znom 8 Ohm
Pmx 30 W Xmx 3 mm

Среднечастотная голова также выполнена из недорогих материалов: диффузор и пылезащитный колпачок сделана из полипропилена, а подвес – из поролона. Несмотря на это, динамик получился хорошим: он способен развивать довольно высокое звуковое давление при подведении одного ватта (правда, по меркам мультимедиа, а отнюдь не pro), а также имеет небольшой эквивалентный объем. Реализовать потенциал драйвера можно в небольшом и простом в изготовлении корпусе.






Как видим, при изготовлении обоих динамиков были применены дешевые материалы, даже по меркам мультимедиа. В пищалках отдельных околокомпьютерных АС применяются более качественные неодимовые магниты (JetBalance JB-651CA) и тканевые мембраны (Microlab AH-200), при том, что такие системы стоят значительно дешевле LX4. В конструкции динамиков никаких сколь-нибудь оригинальных решений нет. В общем, это обычные дешевые драйверы, которые можно в изобилии найти на страницах прайс-листов OEM-производителей, напоминающих толщиной телефонные справочники МГТС.

Тем не менее, производители налепили на драйверы наклейки с надписями “Audiophile Component” и “Weltronics Corp. USA”. Последнюю еще можно понять – видимо, американская компания является заказчиком (вряд ли эти динамики были сделаны в Штатах: изготовление ширпотреба в США обходится слишком дорого, так что весь «мэйнстрим» для бедствующих граждан страны давно делается в Китае). Что же касается “Audiophile Component”… У нас нет идей насчет того, что разработчики хотели этим сказать.

-ФВЧ: 2-ой порядок

-ФНЧ: 2-ой порядок

-конденсаторы: электролитические, неполярные

-резисторы: проволочные

-катушки: с ферритовым каркасом

-объем: 3.5 л

-материал: MDF, 8 и 20 мм

-оформление: ЗЯ

-заполнение: 50% синтепон

-клеммы: пружинные

-габариты: 210х145х170 мм

-вес: 2 кг

-диаметр: 8'

-диффузор: целлюлоза,
no press

-магнитная система: феррит,
с отверстием в керне

- подвес: поролон

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 0.681 N/A Mms 28.91 g
Qms 6.803 N/A Cms 662.09 um/N
Qts 0.619 N/A Sd 186 Sm2
Fo 36.38 Hz Bl 7.69 TM
Vas 32.6 l Re 6.1 Ohm
SPLo 85.51 dB/W*m Znom 8 Ohm
Pmx 90 W Xmx 6 mm

-объем: 13 л

-материал: MDF, 15 мм

-оформление: ФИ (D: 40-60 мм, L: 165 мм)

-заполнение: отсутствует

-габариты: 400х250х305 мм

-вес: 10 кг

-вход: 6xTRS bal/unbal

-регуляторы: общая
громкость, уровень
сабвуфера

-входные микросхемы:
3х4558

-выходные микросхемы:
2xLM1876, LM1875, LM3886

-конденсаторы в БП:
4x4700 мкФ

-трансформатор: 105 Вт

Вернемся к компонентам системы Studiophile LX4. Если бы разработчики включили в кроссовер цепи коррекции, то смогли бы сгладить недостатки ВЧ-динамика. Однако, как видите, ничего похожего в фильтре нет.
Мало того, сами элементы разделительного фильтра вызывают недоумение: в качестве конденсаторов на плату установлены копеечные электролиты, а катушки намотаны на ферритовые каркасы, для повышения индуктивности. Во многих современных ММАС используют более качественную "рассыпуху".
Очень похоже, что разработчики были сильно стеснены в средствах. Учитывая солидную розничную цену трифоника M-Audio, это вызывает удивление.

О корпусах сателлитов ничего плохого сказать нельзя. Сделаны добротно, объем подобран грамотно. Передняя стенка корпуса выполнена из 20-милиметровой рыхлой MDF, остальные – из более плотной, 8-милиметровой плиты. С верхней части корпуса сняты фаски, чтобы избежать переотражений на высоких частотах. Уместное решение.

А вот о сабвуфере, наоборот, нельзя сказать ничего хорошего. Объем корпуса низкочастотной АС почти в 2.5 раза меньше эквивалентного объема НЧ-динамика. При этом ребра жесткости или другие усиливающие конструкции отсутствуют, а стенки ящика сделаны из 15-милиметровой MDF.

Это еще не все. Ситуация усугубляется тем, что низкочастотный динамик имеет слишком высокую добротность для фазоинверторного корпуса – 0,62. За какие-такие провинности его сослали в непригодные для жизни и работы условия, нам совершенно непонятно.
В общем, даже не принимая во внимание качество НЧ-драйвера (а оно весьма посредственное), налицо полное несоответствие акустического оформления параметрам динамической головки. Складывается ощущение, что изначально корпус рассчитывали под совсем другой динамик, который в последний момент бездумно заменили (возможно, это было сделано с целью удешевления трифоника, и очень похоже, что решение было принято вовсе не инженерами).

Напоследок несколько слов об усилителе. В качестве выходных микросхем использованы качественные и относительно недешевые LM 1876 с хороший скоростью нарастания сигнала. Однако перед ними, на входе, установлены чипы 4558, у которых скорость нарастания очень низкая, так что использование микросхем LM сгодится лишь для того, чтобы упоминать о них на сайте производителя, в описании усилителя АС. Также из недостатков усилка отметим наличие шести электролитических конденсаторов в цепи сигнала, малую емкость выходных конденсаторов, слабый трансформатор, мощности которого не хватит для обеспечение высокого звукового давления трифоника (стоит ли что-то говорить об использовании системы в «расширенном составе», в качестве акустики формата 5.1?) и некорректную разводку земли.

Противопоставить этому внушительному списку недостатков можно только две вещи – качественный монтаж платы и наличие экрана, ограждающего усилитель от наводок трансформатора и компенсирующего вышеупомянутую своеобразную разводку земли. Определенно, этих плюсов слишком мало, чтобы они могли перевесить минусы. Что же касается симметричных входов, то относить их к достоинствам мы не будем: они порадуют лишь тех людей, в компьютерах которых установлены полупрофессиональные звуковые карты с аналогичными разъемами.




Подытожим. Видели вы когда-нибудь, чтобы подобные детали применялись в студийных АС? Предвидим возражение: это же мониторы начального уровня. Самого начального, самые недорогие. Конечно, они собраны на дешевой элементной базе. Что ж. В таком случае предлагаем считать Microlab Solo 3 акустическими мониторами самого-пресамого начального уровня, а какие-нибудь noname-бухтелки за три доллара – дармовой студийной акустикой, сделанной китайскими инженерами специально для нищенствующих звукорежиссеров из слаборазвитых племен Центральной Африки... Слабенький аргумент, и к тому же напоминает тезис о том, что муха – тоже вертолет.
На пользовательских характеристиках системы подробно останавливаться не будем, поскольку эта система трижды участвовала в соревнованиях ММ-Звук, а наше мнение не сильно отличается от судейского, с последних соревнований (развернутые результаты прослушивания по методу FSQ вы можете найти здесь. Для эксплуатации на небольшой громкости (при звуковом давлении в 82-85 дБ) в трехкомпонентном составе эта система вполне подходит. Можно даже сказать, что это одна из лучших околокомпьютерных трехкомпонентных АС, если закрыть глаза на чрезмерно высокую цену.

Приведем графики АЧХ: один из них снят с помощью станции LMS, второй прилагается к M-Audio Studiophile LX4. За исключением мелких нюансов, обе кривых очень похожи. Однако обратите внимание, в каком масштабе сделан график от M-Audio. Похоже на маркетинговый ход из той же серии, что и надпись “Audiophile Component” на динамиках АС.


И еще один момент: на фирменном графике АЧХ приведена только до 200 Гц. Сабвуфер в поле зрения измерительной станции производителя не попал, и те косяки, которые появились из-за конфликта динамика саба с акустическим оформлением, на нем не отражены. Согласно нашему графику, НЧ-колонка акцентирует частоты в районе 55 Гц. То есть, сабвуфер акцентирует "бархатный бас", однако в ущерб достоверности передачи тембров низкочастотных звуков и динамике.

Выводы

Для тех, кто ленится читать статьи целиком и предпочитает сразу смотреть выводы, приводим короткую выжимку из текста.
В качестве мультимедийного трифоника M-Audio LX4 Studiophile очень неплоха, если не принимать во внимание цену ($300), которая кажется нам слишком высокой. Конечно, если вам нравится тот характер звучания, который проповедует M-Audio, сомнения не уместны. Но если вы просто хотите заиметь качественный трифоник, сравните LX4 с другими удачными трехкомпонентными АС – благо, с момента ее выхода уже появилось немало достойных и более дешевых моделей.
Докупать к LX4 три дополнительных сателлита не рекомендуем категорически. Ресурса трансформатора в обрез хватает для двух колонок и сабвуфера. Если же задействовать еще три канала усилителя, качество воспроизведения звука резко упадет. Очень резко. Ниже плинтуса.
Использовать трифоник M-Audio в качестве мониторной акустики тоже не советуем. Как, впрочем, не советуем использовать и «акустические мониторы начального уровня», коих в последнее время расплодилось великое множество. Зачем тратить сотни долларов, когда есть гораздо более дешевые способы самообмана?

Дополнительные материалы

АЧХ сателлитов LX4 корректируется с помощью усилителя. Такой прием часто практикуется в мультимедийной акустике, когда надо исправить недостатки громкоговорителей.

АС из комплекта не имеют серьёзного разброса АЧХ, что является плюсом M-Audio.
Частота раздела у сателлит 2.9 кГц. Также присутствует активный ФВЧ с частотой среза 140 Гц, для ограничения ходов мидбаса (для снижения искажений). Уровень сабвуфера по отношению к сателлитам имеет подъём +10 дБ (по умолчанию).