20 января 2018 года


Декоративный апгрейд: сравнение акустических систем Microlab Pro 2, Microlab Pro 2 mk III и Dialog AB-22


13.06.2006 Вслед за исследованием разновидностей 381 мы проделаем подобное и с Microlab Pro 2. Не то, чтобы нам вдруг захотелось занять себя какими-то историческими изысканиями (хотя это тоже интересно), просто недавно, этой весной, и JetBalance, и Microlab обновили лучшие модели своих акустических систем. И если JB-381 пережила несколько месяцев назад второе обновление, то у Microlab Pro 2 оно первое...
Версия для печатиВерсия для печати

- Алло, это квартира Тупого?
- Не понял вопроса…
Анекдот

   То есть, это вторая по счету модификация, но на сайте производителя она именуется mk III. Почему так? Видимо, чтобы покупатель не думал, что это более старая модель, чем, к примеру, Solo 2 mk III. Получается, приставку mk III к названию системы приделали специально для тех, кто не понимает ее смысла. Зачем? Надо думать, чтоб этот самый покупатель впечатлился.

   Внешне новинка отличается от более старой версии АС надписью на кнопке, расположенной на передней панели усилителя (было Loudness, стало 3D), и – иногда – цветом: корпуса mk III могут быть как светлыми, так и коричневыми, в то время как у первую модификацию покрывали исключительно светлой пленкой. Этого вполне достаточно, чтобы системы не перепутать, так что разбирать другие, не бросающиеся в глаза отличия, вроде формы передней панели, не станем.


   Дизайн – это, конечно, здорово, но давайте посмотрим, что поменялось внутри системы. СЧ-НЧ драйверы похожи, как родные братья. Диффузоры обоих динамиков сделаны под кевлар (красивая тряпочка, наклеенная на бумажную основу), на них прикреплены пылезащитные колпачки из полипропилена или какого-то другого похожего материала. Мощная и увесистая магнитная система экранирована, на тыльной ее стороне зияет дырка вентиляционной шахты диаметром с мизинец.


Параметры Тиля-Смолла:
  PRO2        PRO2 mkIII  
Qes 0.81 0.81 N/A
Qms 4.81 4.61 N/A
Qts 0.7 0.69 N/A
Fo 59 56.4 Hz
Vas 10.3 10.2 l
SPLo 86 85.5 dB/W*m
Pmx 25 25 W
Mms 14.2 15.63 g
Cms 513.5 510.2 um/N
Sd 118.8 118.8 Sm2
Bl 6.45 6.62 TM
Re 6.4 6.4 Ohm
Znom 8 8 Ohm
Xmx 4.5 4.5 mm

   Именно за отсутствие отличий хочется похвалить Microlab. Разброс параметров головок, выпущенных со временным интервалом аж в полтора года, очень мал, частотные характеристики систем тоже практически не различаются (а по крайней мере часть изменений можно списать на то, что старая АС почти полтора года жила в неидеальных условиях). Это говорит о хорошем контроле над выпускаемой продукцией, чем может похвастаться не каждая компания. К примеру, Sven не удается обеспечить сходство динамиков даже в одном комплекте АС.

   А вот высокочастотники динамики систем различаются. Конструктивно - исключительно куполом. У более новой системы явно другая пропитка. Даже граждане с достаточно чувствительными подушечками пальцев смогут тактильно ощутить разницу и законспектировать полученные данные. Да и на глаз купола не сложно отличить. Что касается передачи высоких частот, то здесь сделать выводы в плане лучше-хуже сложно: да, звучание изменилось, но осталось на том же уровне.


   Еще пару отличий находим в корпусах. Появились синтепоновые маты (у АС первой модификации заполнения не было), и провода, идущие от кроссовера к динамикам, были заменены на более толстые. Если смысл в первом нововведении есть (хотя, конечно, один из матов стоило положить за динамиком, здесь же они расположены с боков), то второе кажется нам довольно сомнительным. На фоне тех искажений, которые вносит в сигнал недорогой усилитель (который, как и кроссовер, сколь-нибудь значимых изменений не претерпел) на базе микросхем 4558 и LM4766. Усилок за 15 долларов - это вам все таки не хай-энд.

   Наконец, о тех незначительных изменениях в усилителе, что все же обнаружились. Замене подверглась микросхема процессора, так как изменилась и ее функция: теперь у Microlab Pro 2 есть режим 3D! Комментарии, как говорится, излишни, и все же удержаться невозможно. Интересно, какой умник догадался воткнуть дешевый фазоразрушитель в акустику ценой под сотню долларов, претендующую на качество, достойное hi-fi начального уровня? Одно дело - попсовое 3D в бумбоксе или пластиковых колоночках для папуасов, увешанных лампочками и выполненных в форме не пойми чего. Другое, когда расчитанную на малограмотных дикарей фичу пихают в серьезную, достойную систему. О чем это может говорить? О том, что в Microlab даже решения, касающиеся конструкции, принимают маркетологи. Должна быть кнопка 3D, и все тут. Лучше бы ограничились шилдиком Super 3D2 Now! и не поганили звук. Предполагать, что инженеры компании установили это позорище по собственной воле, не хочется.

   Реализация этой дикой фичи - отдельная песня. При включении АС не работает темброблок. Захотите добавить низких или высоких - будьте добры, нажмите на кнопку 3D два раза. Путешествие по разным интернет-форумам показало, что систем с теми же симптомами много. Скорее всего, этот глюк в скором времени исправят, но - имейте в виду, что сейчас вот так.

   В целом, хотя Pro 2 можно назвать самой удачной стереосистемой Microlab со времен Solo 2, усовершенствования акустики заставляют недоуменно чесать в затылке. За исключением появления синтепоновых матов, снижающих внутрикорпусные переотражения, остальные изменения на качество звучания положительного эффекта не оказывают. Зато их легко заметить невооруженным взглядом. К чему бы это? Есть мнение, что новую "mk" затребовал маркетинговый отдел. И план усовершенствования, похоже, подготовили там же. "Кому нужны такие перемены в Pro 2?" - спросили мы себя... и вспомнили анекдот, который сейчас красуется в эпиграфе статьи.


   На этом статью можно было бы и завершить, если бы не случилось одного любопытного происшествия. Некоторое время назад нами была обнаружена в продаже акустическая система Dialog AB-22, очень напоминающая первую версию Pro 2. Усилитель - в копейку такой же, вплоть до разводки плат. Динамики тоже очень похожи на Microlab-овские, хотя некоторые отличия имеются.



Параметры Тиля-Смолла:
  PRO2 mkIII Dialog AB22  
Qes 0.81 0.69 N/A
Qms 4.61 4.75 N/A
Qts 0.69 0.6 N/A
Fo 56.4 46.6 Hz
Vas 10.2 14.4 l
SPLo 85.5 85.1 dB/W*m
Pmx 25 25 W
Mms 15.63 17.3 g
Cms 510.2 674.8 um/N
Sd 118.8 122.7 Sm2
Bl 6.62 6.88 TM
Re 6.4 6.45 Ohm
Znom 8 8 Ohm
Xmx 4.5 4.5 mm

   Подвижная система мидвуфера тяжелее, чем у Microlab-овского, на грамм, зато резонансная частота динамика ниже на 5 Гц. Высокочастотник нагружен не на рупор, а расположен на ровной "поляне" - передняя панель динамика имеет чуть большие габариты. Последний факт наиболее сильно влияет на АЧХ АС: передача высоких частот у системы Dialog лучше. Решетки гриль у систем выполнены по-разному, однако и те, и другие плохо влияют на звук - лучше снять.


   Смотрим, как конструктивные отличия динамиков отразились на АЧХ систем Microlab и Dialog. У Pro 2 рупор ВЧ-драйвера подпирает АЧХ в диапазоне от 4 до 8-9 кГц, так что график, снятый на оси, получается более ровным. В области баса частотка Dialog лучше: система играет ниже; что касается меньшей отдачи мидвуфера, то это даже хорошо - подъем НЧ у систем и так большой. Под углом 30 градусов лучшая АЧХ у системы Dialog, обе версии АС от Microlab сильнее теряют давление на высоких частотах.



   Напоследок - немного пищи для размышления. Если у Microlab собственное производство (в чем мы не сомневаемся) и собственный отдел R&D (о чем нам известно только из рекламный проспектов с улыбающимся Мальборо-мэном от акустики - Питером Ларсоном), то откуда взялась настолько похожая система у Dialog, не имеющей к Microlab никакого отношения? Тайна сия велика есть.



   Как бы там не было, многоликая система, наиболее широко известная как Microlab Pro2 - штука достойная. Ввиду косяков, наблюдающихся у второй модификации АС и того, рекомендуем остановиться на колонках первой версии. Или взять Dialog AB-22 , если сможете найти ее в продаже, что не просто, т.к. они сняты с производства. Насколько нам известно, эту систему в Москве не продают вообще. Наш экземпляр был куплен в Новгороде.


   P.S. В процессе тестирования мы разработали еще две модификации Pro 2: mk 4 и mk 5. Первая - АС в темных корпусах с серебристым усилком, вторая - в светлых ящиках, но с черным блоком усилителя. Толку в перемене местами крышей усилителей не много, зато апгрейд сразу видно. И внедрять на производстве эти модели будет просто...