20 июня 2018 года


Ария - АРМАГЕДДОН


09.10.2006 Стиль: инерционный хэви-метал советского образца
Версия для печатиВерсия для печати

   Команда под культурно-консерваторским названием "Ария" существует уже много десятилетий. За это время в ней успела обновиться большая часть состава, а не так уж и давно был заменен солист... Уже в конце 80-х товарищ Кипелов выходил на эстраду как Кобзон - с вещанием по центральным каналам, выступлениями в программах "Доброе утро" и "Спокойной ночи, малыши". Это называлось русский рок-андеграунд.

   И играют они до сих пор, играют всё то же и так же, как и 20 лет назад. Не знаю, к чести ли им это будет сказано. Хотя, конечно, стоило что-то поменять. Всю дорогу лирику им писала одна поэтесса. Сейчас уже нет.

   Товарищ же Кипелов был чуть ли не оперным певцом с мощным голосом. Альбом, представленный сейчас, сделан без участия той поэтессы и, понятное дело, без Кипелова. Несколько лет назад, пока основной солист ещё не ушел, я много раз задавался вопросом - что его ещё держит на сцене? О чем и зачем он поет? Ведь время, когда их окружал сияющий ореол полузапрещенности, новизны и новаторства, безвозвратно ушло вместе с мороженым двадцать копеек и очередями за колбасой. Ответ приходил сам собою. У группы появлялось множество юных поклонников в черных "пиратских" майках, деньги ручьем текли с концертов и производителей стаффа.

   А сейчас, слушая этот альбом, становится как-то грустно за всех этих гитаристов, барабанщиков, клавишников, которые играли в такой большой и прекрасной группе "Ария", бывшей символом всего нового, лучшего.

   Но оставим печальные размышления и, как это у нас принято, пробежимся по трекам, благо это того стоит.

+Последний закат+
   Начало очень даже бодрое, так и ждешь чего-то хитового. Какой-нибудь нетленки, которую одряхлевшие фанаты будут раскупать через 50 лет, убивая друг друга у прилавка. И, если мелодика не содрана с какой-нибудь малоизвестной западной группы, можно сказать, что у них это получилось. По крайней мере, мне дорожка понравилась, если не считать последних минут, где гитары провисли, как оборвавшиеся провода после торнадо.

   Вообще, описывать композиционные особенности этой группы и рока в частности не имеет смысла - во всех композициях схема примерно одна и та же. Это может быть или крутой хардкорный зарубон с взбесившимися барабанами, скоропальцевыми завываниями электрогитар, просто завываниями солиста и обязательного похоронного органа на заднем плане. Это первый вариант. Есть и второй - тяжеловатая готическая романтика с прозрачной, но немножко заскорузлой акустикой и глубокомыссленной лирикой (это личное мнение автора рецензии – прим. ред.). Вот этот трек что-то между первым и вторым.

+Свет былой любви+
   Мелодика второго типа, три-четыре аккорда и вокальная раскачка. Всё вместе сходится довольно-таки неплохо (перед глазами так и встают образы Средиземья и несущегося с мечом Фродо). Часто так бывает, что в песне хорошая мелодика и голос, а лирика оставляет желать всего самого и самого наилучшего. Бывает и наоборот - человек хочет что-то сказать, и знает, что именно, а в итоге на пленке кроме шипения ничего не выходит. В этой песне есть несколько моментов, где соединились неплохая лирика и довольно-таки интересные (хоть и заезженные за 20 лет) темы.

   Очень чистый, не пошлый и чрезвычайно интересный отзыв к вечной теме: "я вернусь к тебе дождем утренней метелью за окном серебро горстями брошу я к ногам твоим...". Всё это, понятное дело, идеально сочетается с музыкой.

   Трек стоит обязательно послушать. Но это, видимо, понимали и авторы, поэтому повторили этот момент бесчисленное количество раз для тех, кто в танке, непоправимо испортив впечатление.

+Мессия+
   Стиль, в котором выступает эта команда, просто обязывает делать в каждом альбоме треки про Армагеддон, злобную тёмную магию и вообще Вселенский Абзац.

   Если к такому треку делается клип, то видеоряд примерно следующий: полуразложившиеся клыкастые вампирюги мучают музыкальные инструменты, потом им это надоедает, и светлой ночью (обязательно в полнолуние) они отправляются с кладбища в ближайший гродок. Там они распинают на гитарах сначала пастора, а потом друг друга. При этом хлещет кровь, расступается земля, открываются небесные хляби. Из разверзшейся земли и хлябей тоже хлещет кровь, всё это горит, солист воет, клип завершается панорамой средневекового ада.

   Начинается трек, как и положено, с хриплого вопля солиста, будто только что ему сказали, что выручка с последнего концерта бесследно пропала, и похмелиться не на что. Гитары тоже хрипловатые, молодцевато-агрессивные. Лирику разобрать трудно, но оно, видимо, и не особо надо. Всё заключается в смысловом цитировании Апокалипсиса ("Придет Мессия, всех поставит на колени").

   Правда, до конца выдержать стиль музыкантам не удалось. Есть момент, когда порядок и интонации тонов звучали, как "Семь Сорок" в еврейском ресторанчике на окраине Одессы ("Медленно плетется... Всё давно предрешено").

+Кровь Королей+
   Судя по началу, рок-романтика. Две акустика, осторожное пшыканье тарелок. Потом вокал. Поёт про смерть, властелинов, любовь и судьбу. Причем прямым текстом. Вообще, вслушиваться в лирику довольно-таки тяжело - на доставшихся мне копиях все инструменты, вокал и детали свалялись в один неразборный колтун. Тем более что и на лучших записях разобрать слова довольно-таки проблематично...

   Внезапно спокойная романтика прерывается зарубонами, воплями и какофонией. В общем, хорошо выдержанный тип два, никак из среднего арифметического треков не выделяющийся. Вот он и кончился, длился долгих 9 минут, а уместился по содержанию в один абзац. Смысл на форму не натянулся.

+викинг+
   Начало электронное, из хороших, добротных семплов. Потом на это лег голос, надиктовывающий что-то о безумной воине, который очень хотел стать волком и потому постоянно пил волчью кровь и носил фурсюит из шкур. Как он при этом не заразился какой-нибудь гадостью и не помер, остаётся загадкой. Но описываются средние века, и, быть может, тогда не было столько болезней. Получается что-то между Гайдуком с его растаманскими сказками и байками, которые дети рассказывают друг другу у света костра. Аудитория, на которую рассчитан трек, видимо, тоже ещё метается между Гайдуком и страшилками...

   Больше о треке сказать нечего. Правда. Можете сами послушать и убедиться в этом.

+меченый злом+
   Начало стандартное, 4 аккорда, зарубоны и т.п. и т.д. Лирика не совсем понятна, особенно в тех местах, где музыка наглухо забивает вокал. Я долго пытался понять смысл следующих строчек, но поломал копьё и предлагаю сделать это вам. Если кто-то понял, в чем соль, просветите плиз: "Дух оставил плоть, но покоя нет, я хочу сберечь заповедный свет". Набор тяжелометаллических архетипов... Ну почему им не спеть про обычного человека, например, машиниста электропоезда («бетономешалка мешает бетон», уже было – прим. ред.). Мне вот очень интересно, чем они живы, о чём думают, когда водят поезда со станции на станцию. Наверное, это очень увлекательно. Да и гармонично вполне выйдет - машинист обитает под землей, ответственнен за тысячи людей, силен, рыцарски честен.. К тому же управляется с электронными агрегатами, а музыканты занимаются тем же, соответственно, проводится аналогия...

   На этом, думаю, можно и закругляться - общая концепция вполне понятна, целевая группа тоже прорисовывается конкретно (от толкиенистов до почитателей русского рока). Есть интересные треки, есть и плохие. Вот только непонятно, зачем всё это делается. Ради денег? Потому что музыкантам нравится делать эту музыку? Не знаю. Наверное, и то, и другое. Пожелаем этому коллективу ещё 20-летнего существования и будем ждать следующего альбома.

Треклист:

1. Последний Закат

2. Меченый Злом

3. Страж Империи

4. Новый Крестовый Поход

5. Мессия

6. Кровь Королей

7. Викинг

8. Чужой

9. Свет Былой Любви

10. Твой День

Альбомы:


"Мания величия" (1985)

"С кем ты?" (1986)

"Герой асфальта" (1987)

"Игра с огнём" (1989)

"Кровь за кровь" (1991)

"Ночь короче дня" (1995)

"Генератор зла" (1998)

"Химера" (2001)

"Крещение огнём" (2003)

Сайт:

aria.ru