18 декабря 2018 года


Muse


07.09.2006 стиль : постистерическая космоопера в обрамлении электрорахманиновщины
Версия для печатиВерсия для печати

   Есть такое приятное занятие - извлекать звуки из незнакомого инструмента. Вот случайно добытый звук задел за душу, даже не он, а его идея, которую дорисовало воображение. Очищаешь, материализуешь волну - и она непреклонно диктует: дальше должно быть так и не иначе. Снова поиск, иногда приходится возвращаться в начало. Нащупал, пошел дальше. Постепенный разгон, ускорение – и вот мысль и звук идут вместе, кураж захватывает и заставляет выделывать фортели и наслаждаться ими, как фигурами высшего пилотажа. Так продолжается до тех пор, пока вдохновение не сбрасывает седока, и он не обнаруживает себя сидящим на заднице и зациклено повторяющим одну и ту же мысль.

   Не знаю, можно ли назвать вокалиста Muse Мэтью Бэллэми самым выдающимся рок-певцом всех времен и народов, претендуя на объективность. Потому скажу по другому – это был самый интересный вокалист среди всех, кого я слышал. Он и сейчас живет-здравствует, но певцом, перед которым хотелось снять шляпу (и бросить ее на землю, и растоптать, и съесть!), он быть перестал.

   Первые два диска – лучшее, что сделали Muse. Их можно было бы слушать только потому, что вокалист играет своим голосом, как только что обнаруженным в чужом шкафу диковинным инструментом. Выпевание слов – дело десятое. Мэтью издает невероятные звуки, пропускает голос через примочки, пускается за солирующей электрогитарой, сливается с ней – и не разобрать, где человек, а где инструмент.

   Но еще и сама музыка – постоянный поиск, эксперимент, движение. Не знаешь, что за трек окажется следующим, и куда через пару секунд повернет нынешняя тема, и что выкинет вокалист. В интервью, данном, по-моему, почившему в бозе русскому NME, Бэллэми сказал, что его учителем был «один русский парень» - Рахманинов. Чертовски похоже на правду. Водянистые, подобные морским волнам пассажи Muse очень напоминают рахманиновские вещи для пианино.

   Альбом 2002 года, Hulaballoo, стал переломным. На нем – около 20 треков, из которых новых только половина. Это последние достойные треки и, похоже, последние идеи, посетившие Muse. На следующий год тень Рахманинова ушла. Новые идеи закончились. Темы стали предсказуемыми. Самое поразительное - Бэллэми перестал петь. Он больше не играет голосом, по сравнению с тем что было раньше теперь он занимается мелодекламацией, и выдув из губ последнюю букву строки, он не издает ни одного лишнего звука. Наигрался.

   Случайность, неудачный год? Хотелось надеяться, что Absolition 2004 – просто появившийся в неурожвный год плод творческого кризиса. Но вот, в нынешнем году вышел Black Holes and Revelations - и все симптомы вырождения на месте. Конечно, оба этих альбома все равно имеет смысл слушать, потому что это самобытно, непохоже, интересно. Но, увы, нынешние Muse уже не те.

   Хотя музыкальный материал Muse богат, качество записи на фирменных дисках невысокое. Сравнивал фирменный CD, полученный лично от Бэллами, с купленным на горбушке компактом – разницы не обнаружено. Как вы понимаете это не значит, что пираты серьезно отнеслись к копированию. Просто портить особо было нечего.

   Второе: записи таковы, что слушать их на хай-эндной акустике нет смысла. Разница между звучанием треков Muse на напольниках PMC и на JB-381 совсем невелика. По большому счету достаточно колонок с хорошим тембральным балансом.

   Желающим познакомиться с творчеством группы советую зайти на mp3real.ru. Все самое интересное там есть.

Дискография:

2000 Showbiz

2001 Origin of Symmetry

2002 Hulaballoo 2 CD (CD1 Soundtrack, CD2 Live)

2003 Absolution

2006 Black Holes and Revelations

Сайт:

http://www.muse.mu