24 октября 2018 года Распечатать
Лига Звука

Тест Helix Blue 69 – замена недорогому сабвуферу

23.01.2007 Как полноценная акустическая система Helix Blue 69 лучше не использовать, а вот в качестве басовика он заиграет неплохо. Для доработки АС не потребуется ничего, кроме увесистого молотка…

   Среди бюджетных автомобильных сабвуферов попадаются очень неплохие экземпляры, но все они имеют общий практический недостаток – занимают место. Альтернативным вариантом являются «овалы» - низкочастотные динамики с акустическим оформлением открытого типа. На один неплохой вариант мы недавно натолкнулись, разбирая очередную порцию недорогих коаксиальных динамиков.

Helix Blue 69

   Цифры в названии обозначают форм-фактор динамика, 6 х 9 дюймов. Драйвер сделан по классической для бюджетного коаксиальника схеме: вуфер озвучивает все частоты, которые только может, остальным занимаются подключенные через конденсатор твиттеры. Высокочастотники работают в одном и том же диапазоне, сигнал между ними никак не делится. Конденсатор на твиттерах скорее предохранитель, чем полноценный разделительный фильтр. В общем, зона совместного звучания динамиков охватывает практически все средние и высокие частоты, что, мягко говоря, нехорошо.

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.3 N/A Mms 19.29 g
Qms 5.85 N/A Cms 448.77 um/N
Qts 1.07 N/A Sd 194.86 Sm2
Fo 54.094 Hz Bl 4.23 TM
Vas 24.197 l Re 3.56 Ohm
SPLo 86.55 dB/W*m Znom - Ohm
Pmx - W Xmx - mm

   Басовый динамик этого комбайна имеет добротность равную 1. То есть, он будет нормально работать в акустическом оформлении типа фри эйр и хорошо встанет, например, на заднюю полку. Отношение Bl к массе подвижной системы посредственное, обычное для бюджетных низкочастотников. Чувствительность у динамика относительно невысокая, 86,5 дБ на ватте, но для нормального озвучивания салона этого хватит: 40 Вт на канал выдаст любой бюджетный усилитель, в том числе и встроенный, а это уже больше 100 дБ. Резонансная частота – около 50 Гц, пик звукового давления присутствует, впрочем, не особо заметный на слух.




АЧХ Helix Blue 69 в свободном поле

   Посмотрим на результаты измерений. На верхнем графике видим, что под углом (а именно так будет восприниматься звуковая волна, формируемая «овалами» - не подиумы же для них делать?) частотная характеристика и привлекательностью, и формой напоминает титьку нулевого размера с широким и плоским соском (3 кГц) :) . Как известно, пик на этой частоте дает очень неприятный, «крикливый» характер звучания; здесь же вся АЧХ – квинтэссенция этого косяка. Прибавьте к этому огромную зону совместного звучания динамиков с неизбежными искажениями, получится совсем не аппетитный коктейль.



АЧХ Helix Blue 69 в салоне хэтчбека с багажником на 200 (красная) 300 (зеленая) и 400 (синяя) литров.

   А вот в качестве басового динамика Helix Blue 69 очень даже ничего. Частотная характеристика, конечно, не струна, но вполне приличная. В салоне седана басовик сможет воспроизводить частоты от 20 Гц до 150 Гц с легким завалом (-1 дБ) в районе 100 Гц и подъемом около 50 Гц. Высота подъема и спад к инфранизу, как видно на втором графике (прикидка сделана на седан со стандартным объемом салона), зависят от объема багажника, но не то чтобы очень сильно. Предпочтительнее большой отсек на 400 литров, с такой нагрузкой неравномерность частотной характеристики будет минимальной. При желании воспроизведение самого «жирного» баса можно будет усилить, набив багажник разным барахлом :) .

Выводы

   Как полноценный коаксиальный динамик Helix Blue 69 лучше не использовать, а вот в качестве замены недорогому сабвуферу он смотрится хорошо. Сравните его, например, с Vibe FLI Trap 10 – та же картина, только искать место для ящика и возиться с жестким креплением корпуса к полу (почти все бюджетные сабвуферы очень легкие) не придется. Нагрузка на усилитель будет нормальной, просадок rz у вуфера нету, так что выбор усилителя ничем не ограничен. Пищалки можно отломать и заклеить отверстие катушки кусочком тонкого поролона, а можно оставить все как есть, просто отключить пищалки. На воспроизведении низких частот это никак не скажется.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru