21 сентября 2018 года Распечатать
Лига Звука

Дизайн превыше всего: компонентная акустика Hertz EV 165, Vibe SE K60 и Infinity Kappa 60.7 CS

29.06.2006 На семинаре компании Pioneer в числе прочих вопросов господина Хашимото спросили о предпочтениях японской публики. В ответ ведущий семинара стал рассказывать о популярных цветовых решениях динамиков и их сочетаемости с обивкой салона. В целом, ничего удивительного – и у нас в России большинстве случаев так же: на первом месте – дизайн, на всех остальных местах – он же. Это касается не только автомобильных динамиков, а всех акустических систем вообще...


   Вспомнить слова Хашимото нас сподвигло недавно проведенное тестирование компонентных автомобильных АС от трех уважаемых компаний. Выяснилось, что даже Infinity, известная своими великолепными системами классов Hi-Fi и High End, не чурается делать разноцветные побрякушки, отдавая предпочтение дизайнерским решениям перед инженерными. Чего уж говорить об остальных.


Hertz ESK 165

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.13 N/A Mms 13.9 g
Qms 5.71 N/A Cms 342.5 um/N
Qts 0.94 N/A Sd 123 Sm2
Fo 73 Hz Bl 4.11 TM
Vas 7.32 l Re 3 Ohm
SPLo 85.9 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3 mm

   Красивый мидфувер, не так ли? Желтый, как знойное африканское солнце, с массивным, как пуля для крутой ниггерской пушки, колпачком. И защищенный тяжелой решеткой в стиле «не бей копытом». Ежели ноги самопроизвольно пустятся в пляс, отбивая африканские ритмы и выделывая танцевальные «па», гриль вовремя остановит разноцветный кроссовок, грозящий причинить динамику дэмэдж. Спокойно, старичок! Без пены, о`кей?

   Да, ново-клево-понтово, что тут скажешь. А с точки зрения конструктива… Простите, вы о чем сейчас? Рама звенит, крашенная синтетика диффузора тяжеловата для местного магнита – отношение Bl к Mms ниже всякой критики. Спрессованные под бумбокс записи звучат как дОлжно, но все то, что требуют от АС динамики, получается смазанным и невнятным.

   Пуля – чистый декор. В некоторых динамиках с глубоким диффузором она несет и функциональную нагрузку – выносит точку излучения самых верхних частот, воспроизводимых мидвуфером, поближе к передней панели акустики, чтобы не получилось фазовой нестыковки между динамиками и не пришлось делать на корпусе «ступеньку». Собственно, поэтому она и называется phase plug. А у EV 165 диффузор неглубокий, и вообще, в машине, где ВЧ и СЧ-НЧ динамики размещены в совершенно разных местах и установлены отнюдь не в одной плоскости, эта пуля не нужна кроме как для украшения. Это не phase plug, а face plug какой-то.

   Полная добротность динамика однозначно указывает на его фриэйрное предназначение. Соответственно, из штатных мест в автомобиле подходят только дверные, для передней панели динамик все-таки крупноват.

   Про ВЧ-динамик мы поговорим позже, когда посмотрим на графики АЧХ и Rz. Параметры TS для твиттеров не актуальны, интересных конструктивных особенностей – ноль. Кроме разве что креплений. В комплекте идут две чашки, одна позволяет направить динамик прямо, другая – под углом 30 градусов, а также подвесной фиксатор для крепления твиттера в двери и виброизолятор. Еще можно отметить защитную сетку, такую же, как у мидвуфера. Видимо, ее поставили, чтоб негры не поломали твиттер при небрежной распальцовке.


   Стыковка динамиков происходит через разделительные фильтры, отдельного – на вуфер, отдельного – на твиттер. Разобрать их мы, к сожалению, не смогли, поскольку должны были сохранить вверенные нам изделия в товарном виде. Однако по АЧХ видно, что фильтр ВЧ-плеча валит давление с интенсивностью около 9 дБ / окт, а фильтр вуфера ничего не режет, только слегка приглаживает горб на средних частотах.

   Что в итоге? Частотка мидвуфера под 30 градусов (то есть, его реальная АЧХ – этот динамик можно ставить только в дверь), которому кроссовером предписано играть до 7 кГц, выглядит жалко. Требует ли комментариев провал с эпицентром на 5 кГц (-6 дБ) и протяженностью от 2 до 9 кГц? В эту впадину обрушится изрядная часть содержащейся в фонограмме информации. Медным тазом накрылась изрядная часть наиболее значимых обертонов всех инструментов, более-менее правдоподобно звучат только некоторые басовые. АЧХ твиттера под углом 30 градусов получается неплохой, на оси же его лучше не устанавливать. Вот и скошенная чашка из комплекта пригодится.

   Для усилителя, рассчитанного на четырехомную нагрузку, Hertz EV 165 проблем не создаст – просадок импеданса нет. Однако на графике отчетливо заметны неровности, которые представляют собой резонансы системы. Можно ожидать всплесков искажений на соответствующих частотах – 160 Гц и 1 кГц.

С учетом всего сказанного, предлагается признать качество компонентной системы Hertz EV 165 неудовлетворительным. Ставить такую акустику имеет смысл только в том случае, если кроме ее дизайна вас ничто не интересует.

Vibe SE-K60

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 1.16 N/A Mms 11.4 g
Qms 9.36 N/A Cms 374.7 um/N
Qts 1.04 N/A Sd 123 Sm2
Fo 77 Hz Bl 3.96 TM
Vas 8.1 l Re 3.3 Ohm
SPLo 86.9 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3 mm

   Следующая дизайнерская система, от Vibe. Блескучий диффузор мидвуфера выполнен из материала, очень напоминающего кевлар. Скорее всего, это он и есть, но за неимением специального оборудования утверждать наверняка не можем. В любом случае, он хорош – жесткий и относительно легкий. Объемистая рама выпендрежной формы повышенной понтовости тоже не лишена положительных черт. Она практически не звенит, а щели в ней очень широкие – переотражений от обратной стороны диффузора будет немного.

   Если бы разработчики удовольствовались наведенной красотой и на этом остановились, возможно, у них вышла бы хорошая система, но они вошли в раж и продолжили лепить на динамики разные техногенные украшалки. А звуковые волны ведь – штуки прямолинейные и простые, как три копейки, они не прощают легкомысленного отношения. В общем, сверкающий набалдашник с модной аббревиатурой SE, гордо возвышающийся на длинном постаменте над диффузором, вкупе со стойкой работает как своеобразный рупор, создающий переотражения на разных частотах. Жирная защитная решетка также собирает под собой стояки. Если последнюю еще можно снять и, оставив динамик беззащитным, и выиграть таки в качестве звука, то с набалдашником ничего поделать не удастся.

   Для крепления высокочастотного динамика в комплекте предусмотрены две чашки (опять же, прямая и скошенная), и дверное крепление-лента. Плоские провода – опять же декор: акустику с таким качеством звучания можно подключать чем угодно.


   Кроссовер у системы о двух плечах. НЧ-фильтр снижает давление мидвуфера почти во всем его рабочем диапазоне на 1 дБ, что можно считать побочным эффектом – никакой пользы от такого изменения нет, только снижается динамический диапазон драйвера. Фильтр твиттера также снижает давление подчиненного динамика, но со смыслом – подгоняет его чутье под менее энергичный мидвуфер.

   Кроссировка динамиков вроде бы организована логично. Четкий стык чуть ниже 5 кГц, НЧ-фильтр отрубает всплеск АЧХ чуть выше этой частоты. Красивая картинка, да, но динамик-то фриэйрный, а значит, ему судьба работать под углом 30 градусов к слушателю. И при таком раскладе все уже совсем не радужно. Провальчик на 4 кГц, образовавшийся в самой заметной области звукового диапазона, не закроется, и будет поганить звук. На что, спрашивается, рассчитывали инженеры? На то, что автомобилист, впечатлившись неземной красотой динамика, поставит его на уровне глаз? В руль воткнет, и будет использовать понтовую блямбу вместо гудка?

   Но, в принципе, провальчик не широкий, не сильно придирчивая публика скорее всего будет без претензий. А вот второй провал, в который ухнули нижние-средние частоты практически в полном составе – это уже хуже. Драйвер будет подавлять все низкочастотные составляющие вокала и инструментов, в результате чего окрас получится, мягко говоря, специфическим. Нам известно по крайне мере две характеристики такого тембра: мягкая, «кукольный», и более жесткая, но более точная – «кастратический».

   Rz системы достаточно ровная, акустика хорошо уживется с четырехомным усилком, не создавая опасности для его здоровья. Из косяков можно отметить всплеск импеданса на частоте 800 Гц, но ввиду завала нижнесредних он особой роли не сыграет.

   В общем, это могла бы быть очень неплохая система с ровной АЧХ, очень приличной чувствительностью и обеспечивающая равномерную нагрузку на усилок, если бы не заваленная нижняя середина. А так… Special Edition? Very Special.

Infinity Kappa 60.7CS

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 0.98 N/A Mms 14.2 g
Qms 7.5 N/A Cms 287 um/N
Qts .87 N/A Sd 130 Sm2
Fo 78.9 Hz Bl 3.98 TM
Vas 6.9 l Re 2.2 Ohm
SPLo 87.3 dB/W*m Znom 4 Ohm
Pmx 50 W Xmx 3 mm

   Последний участник обзора. Самый именитый, самый навороченный, и потому его неубедительное выступление самое обидное. Из полезных решений в нем только неодимовая магнитная система мидвуфера и неплохая рама. В остальном – полная ерунда. Диффузор выполнен из стекловолокна, грили, как и у K-60 SE, собирают под собой стоячие волны. Широкий и толстый подвес – чистой воды декор: центрирующая шайба имеет неглубокий гофр и будет ограничивать ходы динамика, так что хорошей отдачи на НЧ от него не дождешься.

   Похвалить комплект можно только за обильную россыпь креплений для динамиков: для мидвуфера – два варианта, для твиттера – четыре. Что интересно, твиттер фиксируется в чашке не жестко, его можно будет направить в заданную точку.

   Добротность динамика однозначно определяет тип акустического оформления – закрытый ящик объемом 5-7 литров. То есть, установка этого динамика будет делом непростым. Сеанс экстрасенсорики с лечением головы по графикам и моделированием различных акустических оформлений показал, что в принципе ГД можно установить и в дверь объемом 10-15 литров, тщательно законопатив все щели и дополнив комплект фильтром Hi-Pass с добротностью Q=0,85, настроенным на 90 Гц с крутизной -12 дБ / окт.


   У массивного фильтра в дорого выглядящей плошке – всего одно плечо, на ВЧ. Кроссовер начинает плавно давить АЧХ фильтра с примерно от 7 кГц, и к резонансной частоте (1,5 кГц) обеспечивает спад АЧХ на 9 дБ. Еще 3 дБ спада общего давления фильтра обеспечивает L-pad (или, возможно, простой резистор – коробку мы не разбирали).



   После стыковки твиттера с СЧ-НЧ динамиком АЧХ получается довольно приличной, если не считать подъема на 2 кГц, который будет наиболее заметен на вокале, и резкого рывка твиттера на ВЧ. Последний характерен для многих динамиков с металлическим куполом, вкупе с соответствующими призвуками на ВЧ.


   График Rz требует самого пристального внимания. Речь даже не об отразившихся на нем резонансах, а о сопротивлении системы. Оно составляет почти во всем рабочем диапазоне 2,5-3 Ом! Далеко не каждый усилитель выдержит такое издевательство, и не сгорит.

В целом, можно было бы назвать эту систему неплохим бюджетным решением, но оно не бюджетное. Да еще и от такого знаменитого производителя. Скверно.


   Итог

   Нда. А мы-то, когда тестировали дешевые коаксиальные комбо-драйверы Beyma, посчитали их средненькими. А оказалось-то, что по соотношению цена / качество они обходят более дорогую компонентную акустику! Что, впрочем, не прибавляет им достоинств. Будем надеяться, что производители автомобильных динамиков не забили на качество звука окончательно, а нам просто попались не самые лучшие комплекты, и в следующий раз нам повезет больше. Засим откланиваемся. До новых тестов!


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru