22 сентября 2018 года Распечатать
Лига Звука

Тест автомобильного сабвуфера JBL 1200T

20.09.2005 Один приятель попросил нас протестировать саб JBL 1200T, который он задумал установить в своей новенькой Subaru WRX, что мы с удовольствием и сделали.

Историческая справка

В 1929 году Джеймс Б. Лансинг и Кен Деккер основывают компанию по производству громкоговорителей - Lansing Manufacturing Company. В 1938 году Кен Деккер трагически погибает в автокатастрофе, и двумя годами позже Джеймс Б. Лансинг продаёт Lansing Manufacturing Company владельцам Theater Services Corp. После чего до 1945 года Лансинг занимает в Altec Lansing (так в последствии и поныне называется их компания) должность вице-президета, а в 1946 году открывает собственную компанию James B. Lansing Sound Inc, полное название которой позже сократилось до аббревиатуры JBL. Сначала JBL выпускала только акустические системы hi-fi класса для домашнего применения, в настоящее же время компания выпускает также мультимедийные АС, АС для домашнего кинотеатра, автомобильные АС и мониторы для оборудования студий звукозаписи.

Из жизни сабвуферов

Один наш приятель купил себе Subaru WRX, стукнуло ему в голову - решил заменить штатную аудиосистему на более качественную, с сабом от JBL 1200T. Так вот даже не натренированное ухо нашего приятеля сразу заметило очевидный недостаток: ярко выраженный подъём в районе 60 Гц. Этот недостаток можно было бы посчитать за достоинство, если бы не рык спортивного автомобиля с прямоточным выхлопом... Понятное дело, такой «бас» ему быстро надоел. Вот так к нам в руки и попал этот злополучный саб и мы решили разобраться – в чём же тут дело…

То ли бочка, то ли саб (JBL 1200T)

Этот саб очень напоминает «бочку», на лицевой стороне которой красуется динамик, а на «попе» - фазоинвертор и соединительные клеммы. Его габариты: 550 на 330 мм. Корпус саба изготовлен из бумажной трубы, толщина стенок которой составляет 10 мм, задняя стенка изготовлена из ДСП и закрыта пластиковой накладкой, боковые – из нескольких слоев ДВП и обклеены кожзаменителем. «Рабочий» объем сабвуфера составляет около 34 литров. Размеры фазоинвертора: d - 100мм, L - 180мм. Сабвуфер имеет форму тубуса, благодаря чему его можно легко установить в багажнике автомобиля, тем более что для устойчивости он снабжен «рельсовыми ножками».

Размер динамика составляет 30 см (или 12 дюймов). Штампованная рама имеет антивибрационное покрытие. Для увеличения мощности магнитного «мотора» производитель соединил два недорогих магнита, что также позволило увеличить ходы динамика. В керне магнита имеется вентиляционное отверстие. Саб подключен к усилителю через винтовые разъемы. Заявленная номинальная мощность 250 Вт.




Параметры Тиля-Смолла

Parameter Value Units Parameter Value Units
Znom 4 Ohm Fo 23.45 Hz
Re 3.9 Ohm Qms 7.054
Krm 7.622 mOhm Qes 0.606
Kxm 21.541 mH Qts 0.558
Erm 0.779 Pmx W
Exm 0.787 Hvc mm
Sd 506.5 Sm2 Hag mm
Bl 11.849 TM Xmx mm
Vas 113.368 l Cmx mm
Cms 311.204 um/N No 0.2 %
Mms 148.021 g SPLo 85.698 dB/W*m
Mmd 141.499 g

Параметры Тиля-Смолла

На графике виден горб (красная линия) – подъем в 8 дБ в районе 65 Гц.
Всему виной салон автомобиля! Видимо, производитель ориентировался на американского покупателя, который ездит на пикапе с открытыми окнами и слушает Hip-Hop или R’n’B на всю улицу.

Наше решение

Зеленая линия – это смоделированная АЧХ при использовании данного динамика в акустическом оформлении в виде закрытого ящика в 15 литров в салоне среднестатистического Седана (или 20 литров в салоне Джипа). Полученная неравномерность составила +-1.5 дБ, что является очень хорошим показателем. Таким образом, мы получим значительное уменьшение искажений, вследствие чего мы сможем подать больше мощности на сабвуфер. Используя для данного динамика компрессионное оформление, мы также избавимся от такого «фазоинверторного» недостатка как свист воздуха. Так же при компрессионном оформлении разброс T-S параметров не будет так сказываться на конечном результате.

Возвращаясь к проблеме нашего приятеля…

Теперь наш приятель должен выбрать из двух зол: или установить новый саб или начать слушать Хип-Хоп (национальность на американскую он едва ли сможет сменить). Но на тот случай, ежели он всё-таки решится усовершенствовать свой саб, в скором времени мы опубликуем его «апгрейд».


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru