22 сентября 2018 года Распечатать
Лига Звука

Ultimate Titanium SB15 – неприхотливый басовик

21.12.2006 Отличный динамик – и для хэтчбэка, и для джипа, и для дома. Играет до 20 Гц, развивает на одном ватте 93 дБ. Проблема одна – его очень непросто найти в продаже.

   История появления у нас Ultimate Titanium SB15 очень необычна. Пару недель назад наш исполнительный директор заехал к знакомым инсталляторам на рюмку чая. И, проходя к импровизированному столу, поддел носком ботинка валяющийся на проходе здоровенный лопух. «Это что?» - спросил он, делая вид, что планирует нанести драйверу травмы, не совместимые с жизнью. Никто даже не почесался. «Хочешь – забирай!»

   Судьба этого лопуха в России сложилась непросто. Марку никто не светил и нигде не раскручивал, завезенная партия драйверов тихо покрылась пылью на складах. И это притом, что сзади на динамике красуется надпись California U.S.A, а цена на Ultimate SB15 даже в лучшие для него времена (сразу как завезли) не превышала 100$! Сейчас все совсем глухо: price.ru в ответ на запрос по названию модели молчит; Яндекс Маркет находит всего одно совпадение, но с надписью «товара нет в продаже». Так что где можно купить драйвер, мы вам подсказать не можем, но можем сказать, что он собой представляет. На случай, если наткнетесь.

   Лопух имеет массу достоинств, которые могли бы послужить его популяризации. Чувствительность драйвера в 90 дБ / Вт / м позволит получить хорошую отдачу даже с бюджетной головы со встроенным усилком мощностью 40 – 50 Вт на канал (правда, не всякая бюджетная голова сдюжит нагрузку в 2,8 Ом). Хватит и 10 Вт, 100 дБ в салоне вполне достаточно; подводить к Ultimate SB15 заявленную максимальную мощность, 300 Вт, просто опасно для здоровья.

Параметры Тиля-Смолла:
Qes 0.29 N/A Mms 193.15 g
Qms 4.16 N/A Cms 274.61 um/N
Qts 0.36 N/A Sd 813 Sm2
Fo 21,85 Hz Bl 13.65 TM
Vas 257.74 l Re 2.8 Ohm
SPLo 90.17 dB/W*m Znom - Ohm
Pmx - W Xmx - mm

   Небольшая монтажная глубина позволит экспериментировать с формой корпуса и получить такой ящик, который будет удобно установить в конкретный автомобиль. Внутренний объем сабвуфера получается пропорциональным объему салона.

   В обычном хэтчбеке драйверу будет комфортно в закрытом ящике на 30 литров. Звук получается очень вкусным, даже гурманским - равномерным, с очень легким акцентом в области инфраниза (около 20 Гц) и в области бархатного баса (50 – 60 Гц). Около 100 Гц звуковое давление падает, что может не очень хорошо отразиться на звучании ударных инструментов; проблему решат хорошие среднечастотники и кроссировка в районе 100 Гц.

красная линия - для большого автомобиля, зеленая - для хэтчбека, синяя - для комнаты.

   В большую машину с салоном на 4-4,5 куба динамику потребуется ящик на 50 литров. Оптимальным было бы фазоинверторное акустическое оформление, однако ФИ с настройкой на 30 Гц для этого саба сделать непросто, так что лучше остановиться на ЗЯ того же объема. Частотная характеристика все равно получится почти идеально ровная, без каких-либо просадок и подъемов АЧХ, разве что в уровне звукового давления немного потеряете; однако с учетом чутья и запаса мощности динамика, это не страшно.

   Третий вариант – для дома. В том же пятидесятилитровом ящике сабвуфер заиграет в комнате герц до 30; если же не полениться сделать 183-литровый саркофаг с фазоинвертором, настроенным на 24 Гц, саб на базе Ultimate SB15 будет добивать аж до 22 Гц.

Выводы

   Вот такой славный драйвер этот Ultimate SB15 – с высокой отдачей, равномерным и широким рабочий диапазоном. И за смешные деньги. Проблема по большому счету только одна – достать этот динамик. Здесь мы, увы, помочь ничем не можем. Если узнаем, где он продается, напишем об этом в комментариях к статье. Если кто-то из вас знает, где продаются эти драйверы, тоже не поленитесь отметиться в комментах.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru