20 января 2018 года Распечатать
Лига Звука

Интервью со знаменитым звукорежиссером Кондрашиным П. К.

05.08.2005 На днях в гостях у "Лиги звука" побывал известный звукорежиссер, музыковед и доцент Института им. Гнесиных - Кондрашин Петр Кириллович.

Почему вы выбрали профессию звукорежиссёра, а не дирижера, как ваш отец?

Звукорежиссером я стал совершенно случайно. Сначала учился в музыкальной школе, как-то ее окончил, поступил в училище на теорию музыки. А когда поступал в институт (тоже на теорию музыки), отец мне задал вопрос: «Что ты собираешься делать? Ведь пианистом-исполнителем ты явно уже не будешь». А я с детства был радиолюбителем. Лет с 14-ти паял: я и колонки собрал, и сам магнитофон сделал на трех моторах от пишущей машинки. Тогда были механические машинки с мотором: не надо было ударять по клавише, достаточно было лишь дотронуться до клавиши, и моторчик досылал литеру. А моторы роскошные были, немецкие, с внешним ротором. У меня до сих пор где-то лежит этот магнитофон. Осциллографы, приборы какие-то я делал – в общем, сумасшедшим радиолюбителем был.

И отец говорит мне: «Что ты думаешь о звукорежиссуре?» А я совсем не был в курсе, что это такое.

Тогда отец привел меня за руку к замечательному звукорежиссеру – Давиду Исаевичу Гаклину. Я пришел к нему осенью 1966 года, ну и прижился. Когда же Давида Исаевича не стало (в 1970 году), вся его клиентура перешла ко мне, с некоторыми до сих пор работаю.

Потом работал в «Мелодии». В основном мы классику записывали, но и эстрады хватало: «Веселые ребята», «Синяя птица», Пьеха и другие. Кое-что хорошо получалось, а за некоторые работы стыдно было.

Сейчас, обучая студентов, мы стараемся ознакомить их со всем жанровым рядом, чтобы они имели общее представление. Для того чтобы научиться грамотно слушать звук, а потом с ним работать, нужно не менее десяти лет! Потому что если ты работаешь с классикой – не факт, что у тебе удастся сработаться с эстрадным исполнителем.
На данный момент за попсу я бы и не взялся, так как ритм работы бешеный. Ладно бы еще аналог, а тут цифра – надо разбираться, что и куда послать, поставить и свести в программе.

Если сравнить ту старую советскую аппаратуру и современную импортную, – с какой вам проще было работать?

Даже тогда (во времена Союза) я не работал на отечественной аппаратуре. Отечественная аппаратура была только на телевидении. «Мелодия» всегда работала с импортной техникой. Ее считали полукоммерческой организацией, якобы зарабатывающей валюту своими записями, поэтому мы на очень хорошем оборудовании работали.

Какой марке мониторов вы отдаете предпочтение сейчас?

Понимаете, тут главным критерием является соотношение цены и качества. Верхнего предела, как известно, нет. Вчера я работал в студии Слободкина, там стоят мониторы Meyer Sound, но они и стоят по $3000 каждый. Они звучат прекрасно: и переходные характеристики, и частотка. Я на них всю запись отработал (писали джазовое трио), но, к сожалению, в личное пользование такие не купишь.

Лично я сторонник фирмы Genelec, у меня дома стоит АС Genelec S30. Ну и Tannoy PBM8 (их давно уже не делают): мягкие, вальяжные динамики, в которых очень хорошо баланс слышен. За счет их мягкости за ними сутками сидеть можно – уши не устанут. «Дженелеки» все-таки немножко жестковаты. Мои АС как два полицейских – злой и добрый.

Я работаю заведующим студии Училища им. Гнесиных, и эту студию мы комплектовали 840 «Мэками» - хорошие активные мониторы (минимум 800 долларов штука).

Недавно купил себе Revel Tannoy – систему домашнего кинотеатра.

Какие вы можете дать советы тому, кто собрался купить монитор?

Все зависит от цели, которую вы преследуете. Но имейте в виду, что живой звук всё равно отличается от того, что воспроизводят динамики. Сколько голов – столько и умов. Одна акустика лучше передает классику, другая – попсу. Поэтому нельзя дать общего совета.

К тому же у всех разные условия прослушивания. Кто-то живет в 16-метровой комнате, а у кого-то огромный зал, в котором стоит домашний кинотеатр. Сейчас это направление очень модно. Скажу лишь, что все эти колонки должны быть одного уровня – как ценового, так и качественного. Ведь многие люди берут дорогой центральный канал и фронтальные АС, но экономят на сателлитах.

Как вы думаете – лучше брать готовые системы домашнего кинотеатра или покупать колонки отдельно?

Думаю, домашнему пользователю лучше брать комплект, потому что эти колонки будут, как минимум, выровнены по сопротивлению, по чувствительности.

Я занимался звуком вокруг, когда он еще был под маркой квадрофонии (в 80-е годы). Но тогда технология погибла, потому что это был аналог. Сейчас все проще, вопрос только в скорости потока информации.

Дома я стал расставлять колонки от разных производителей, но появлялся гундосый или бубнящий звук. Это быстро приедается. Вот помните, когда еще не было цветных телевизоров, в магазинах продавали цветные фильтры, которые клеились на экран и создавалось некое впечатление цвета: зеленый цвет – снизу, желтый – посередине, а голубой – сверху. Но мы-то понимаем, что это глупость.

Шестой канал – сабвуфер – отдельная тема. Люди, когда приходят в ресторан, пользуются правилом правой и левой руки: закрывают левой рукой названия блюд и смотрят на цену либо закрывают цену и смотрят на то, что они хотят выбрать. Сабвуфер выбирают по правилу левой руки: что подешевле. Вообще же этот канал используют исключительно для спецэффектов, потому что в классике или на эстраде таких частот нет. Сабы нужны для озвучки шагов бронтозавра, грома и прочего.

Что вы думаете о современной мультимедийной акустике?

Здесь действует правило левой руки: люди берут что подешевле. Ни один звукорежиссер даже в самом дурном сне не может представить себе колонки за 30 долларов. Дело в том, что габариты не определяют качество. В свое время очень модными были динамики с маленьким объемом и большим ходом диффузора. Маленькая коробочка могла потреблять до 300 ватт. Вспоминается анекдот со звукорежиссерского форума: «На китайском бумбоксе написано 1000 ватт – как они рассчитали такую мощность? – По китайскому учебнику физики».

Но в свое время все ведущие студии мира пользовались маленькими колонками производства «Ауратон», чтобы понять, что слушатель будет слышать. Телевизионщики по этой же причине ловят свои каналы и слушают себя по телевизору, а не в студии.

В общем, если человек удовлетворен подобным качеством звучания, он будет рад таким колонкам. Сейчас в метро на ларьках висят ужасные колонки, я бы к ним даже не подошел. А вот народ подходит, слушает. Это же просто беда аудиовизуальной среды. Такие колонки покупают, чтобы слушать музыку как фон.

Сейчас этот рынок развивается, и производители идут на поводу у потребителей. Если раньше мы наблюдали засилье пластиковых колонок, то сейчас на рынке представлен широкий ассортимент очень неплохой продукции. «Лига звука» устраивает соревнования мультимедийной акустики, и мы видим, как повышается качество аудиосистем с каждым годом. Люди интересуются, заходят на форумы, описывают проблемы, с которыми инженеры компаний-производителей потом и борются.

Не желаете ли вы посетить соревнования "Мультимедиа-звук", чтобы убедиться в эволюции компьютерной акустики?

С удовольствием буду ждать вашего приглашения.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru