20 апреля 2018 года Распечатать
Лига Звука

Японские caraudio-миссионеры в Москве : отчет о семинаре для инсталляторов от компании Pioneer

09.05.2006 Подобные просветительские мероприятия разработчики проводили и раньше, но не в таких масштабах: в течение четырех дней в гостинице Измайловская спецподразделения менеджеров компании работали с дилерами, а параллельно в бизнес-центре Щелково проходили семинары для инсталляторов...

   Недавно компания Pioneer пожелала провести семинар по установке и настройке аудиоаппаратуры, конечно, собственного производства. Подобные просветительские мероприятия разработчики проводили и раньше, но не в таких масштабах: в течение четырех дней в гостинице Измайловская спецподразделения менеджеров компании работали с дилерами, а параллельно в бизнес-центре Щелково проходили семинары для инсталляторов, посвященные настройке цифровых процессоров в автомобилях. На мероприятие привезли две самых навороченных цифровых системы стоимостью под 30000 долларов. В общем, развернулись вовсю.

   О пользе начинания говорить не стоит - всякий человек, интересующийся caraudio, знает, что фактической информации об автомобильной аудиоаппаратуре сейчас кот напрудил. Отсюда и наш интерес к мероприятию. Так что мы были очень рады, когда представители Pioneer предложили провести семинар для инсталляторов в наших скромных мегахоромах - можно и аппаратуру погонять, с инженерами и инсталляторами пообщаться и, конечно, по итогам написать на сайте отчет. Этот самый отчет вы сейчас перед собой и видите.

Системе за двадцать тысяч долларов требуется соответствующее акустическое оформление. "Крайслер" подойдет.

   Итак, 24-го апреля к нам во двор въехал заряженный Chrysler PT Cruiser, а в концертно-актовом зале в ожидании гостей разогревалась на "разминочном" шуме, специально изготовленная для семинаров, АС на автомобильных динамиках Pioneer, подключенная к голове RS-7DR и усилителям RS-A9. Фактически, "голова" и УМы представляют собой неразрывное целое. В RS-7DR находятся привод, преобразователи сигнала из 16-битной в 24-битную форму, блок управления системой и дисплей. В RS-9A находятся цифровые процессоры, ЦАП-ы и сами усилители мощности. Соединяется все это по цифровому интерфейсу собственного сочинения, ни с чем на свете не совместимому.
   Народу от организаторов было немало: несколько представителей Pioneer из Японии, сотрудники отечественного отделения компании, несколько технических спецов и очень хороший, но нихрена не смыслящий в электроакустике переводчик. Но гвоздем программы и ведущим семинара был господин Хашимото, президент компании Emotion, занимающейся преимущественно инсталляциями аудиоаппаратуры Pioneer в автомобили.

Плееру, работающему по совместительству блоком управления системой, приделали ноги. Хай-эндные, конические.

   Emotion существует уже больше десяти лет и делает львиную долю - топовых (ценой в несколько десятков тысяч баксов) инсталляций Pioneer в Японии. А всего за месяц в этой небольшой стране делается около 100 заказов на инсталляции высочайшего класса. Что, в Японии такое количество меломанов, одержимых бескомпромиссным качеством звучания?

   Нет, по словам Осаму Хашимото, японских аудиофилов не больше, чем русских. В основном тамошний народ, как и наш, покупает акустику попроще, и внимание в первую очередь уделяет дизайну, по которому и определяет меру крутизны - не спада АЧХ от работы фильтров, а всей системы разом. Какие-то требования к качеству звука? О чем вы? Требования появляются, когда накапливается опыт прослушивания музыки на качественной аппаратуре. А большинство людей во всем мире с рождения слушают музыку на музыкальных центрах.

   Именно этот момент и занимает инсталляторов Emotion. Такая у них хитрая японская стратегия - даже за небольшую сумму организовать клиенту в машине достойную систему, чтобы подсадить его на качественный звук. Тот, конечно, сначала радуется, делится радостью с друзьями, и те, как это принято в стране восходящего солнца, щедро ему улыбаются да кланяются: спасибо, мол, Ёкодзуна-сан, нам твоя музыка очень понравилась. И на зеленый чай с икрой летучей рыбы его зовут. А потом уже кто-то ему свою систему ему показывает, кто-то вслед за ним тоже штатную акустику в машине меняет, и пошло-поехало. Раз вы на наш сайт зашли, значит, сами знаете, как это дело затягивает.

   И вот Ёкодзуна-сан уже своей системой не вполне доволен. И даже знает конкретно, что не нравится: чего бы ему хотелось, а что для него не очень-то и важно. Ходит он по форумам, появляется на автозвуковых соревнованиях, слушает разную аппартуру, выясняет всякое про динамики и усилители, теоретические статьи читает, изучает вопрос и считает баблос. Если наш Ёкодзуна-сан не очень-то богат, он скопит какую-то сумму, и попросит инсталляторов соорудить ему систему, максимально качественную и соответствующую его требованиям. Ну а если нет у него ни в чем нужды, так он наденет лучший костюм да любимые японскими топ-менеджерами понтовые ботинки, придающие ему бОльшую надменность, скажет сам себе: "Оссс!", и отправится заказывать систему за двадцать тысяч зеленых. А то и вовсе, за тридцать. Ему - радость, инсталляторам - хлеб, все довольны, все улыбаются и пьют горячее саке.

   А все почему? А потому, что инсталляторы не насовали в свое время несведущему клиенту "витька" с рынка - мол, все равно в звуке не разбирается, какая ему разница - а заглянули в будущее. Сами вырастили свой хлеб, да и человеку дали новую радость. Утопия? Может, конечно, мы тут все очень примитивно нарисовали, в жизни все сложнее, но смысл стратегии-то передан верно. А итог - сто топовых инсталляций в месяц.

Третий день семинара. Осаму Хашимото рассказывает о кроссировке динамиков.

   Но вернемся к семинару. Первая его часть была посвящена инсталляции громкоговорителей, что логично. Поскольку все рекомендации по настройке цифрового процессора имеют смысл с учетом определенной установке акустики, сперва надо понять, что и как японцы из Emotion обычно располагают в салоне авто. И тут, надо сказать, никаких неожиданностей небыло. Не велит Будда японцам ни динамики к потолку прикручивать диффузором наружу, ни встраивать их в рулевое колесо, ни сабвуфером педаль газа прижимать, предварительно нарисовав на нем иероглиф "Банзай". Инсталляторы из Emotion имеют обыкновение располагать мидвуферы в дверях (причем предпочитают ставить их под углом, на подиумах), твиттеры - на передних стойках, примерно на уровне ушей водителя (ориентир - подголовник), а саб устанавливают сзади, в багажнике. За исключением, конечно, непростых случаев, некоторые из которых были на семинаре рассмотрены, но мы на них тут останавливаться не станем, потому как делаем простой отчет, а не методическое пособие на основе материала, на который авторских прав не имеем.

   Вторая часть семинара была посвящена настройке цифрового процессора. Перед ее началом всем слушателям выдали тестовые диски со специальными фонограммами и распечатанные материалы. А затем перешли к делу - стали демонстрировать процесс настройки системы, начиная с выбора частоты кроссировки динамиков и порядка фильтра и заканчивая поканальной эквализацией.

   Удобные штуки эти RS! Подключил динамики к усилителям напрямую, сел в кресло и экспериментируешь. С пульта можно менять частоту кроссировки и крутизну спада - от -6 до -24 дБ, согласовывать чутье драйверов, задавать временные задержки между всеми полосами, равнять частотку каждого динамика (у эквалайзера 31 полоса пропускания). Подобрал оптимальные параметры, сохранил пресет, и - в кассу: так сказать, installation complete. А если охота немного поморочаться, можно с кассой повременить и сделать несколько пресетов, чтобы клиент сам смог решить, что ему больше нравится. Можно приготовить несколько предустановок на разные случаи жизни: скажем, когда водитель в салоне один, когда он слушает музыку вместе с пассажиром, и когда он хочет сделать так, чтобы звук был оптимальном именно для пассажира.

   Ну и еще одно соображение: инсталляторам было бы полезно иметь такую систему для себя. Установил акустику, поэкспериментировал с настройками, нашел оптимум, а потом собрал аналогичную систему на других компонентах. Если дополнить RS измерительной аппаратурой, позволяющие снимать характеристики АС в салоне, получится совсем замечательно.

   После теоретической части народ отправлялся во двор, совершать паломничество к чудо-машине. Народу было много, а за один заход в машину садились только двое, так что скучающая публика пользовалась случаем и задавала японцам вопросы. И мы, естественно, тоже. Получилось вот такое мини-интервью.

- Многие считают, что цифровая обработка сигнала сильно ухудшает качество звучания системы, и предлагают максимально сократить путь прохождения сигнала, минимизировать его обработку. Как вы относитесь к такой позиции?

- Видите ли, у меня дома тоже стоит аналоговая аппаратура. Я люблю слушать музыку с виниловых дисков, и мне нравится ламповый звук. Однако в машине - крайне неблагоприятная для звука среда, так что здесь цифровая обработка дает выигрыш в качестве сигнала, позволяя минимизировать влияние салона на распространение звуковых волн. Аналоговыми средствами такого результата не добиться, а без обработки звук получится и того хуже. Также следует принять во внимание, что качество цифровой техники неуклонно растет и процессоры, которые мы используем сегодня, намного лучше тех, что использовали, скажем, пять-десять лет назад.

- Существуют широко распространенные понятия "американский звук", "английский звук". Что представляет собой "японский звук"?

- Я считаю, что никакого "японского звука" нет. Как и английского, и американского. Роль играет только опыт компании, которая производит аппаратуру. Обратите внимание, например, что компании Electro-Voice, JBL и Altec Lansing, с которыми обычно ассоциируется "американский звук", появились примерно в одно и то же время. А Bose стоит особняком, хотя тоже находится в Штатах: другой опыт, другой подход.

- Наконец, хочется спросить об особенностях современной японской музыки. Инструментальная музыка, электроника - имеют ли какое-то специфическое звучание? Возможно, оно как-то сказывается на той аппаратуре, которую предпочитают японские меломаны?

- Не хочу снова вас разочаровывать, но никакой специфики нет. Используются те же самые инструменты, распределение энергии в звуковом спектре точно такое же, как и в европейской музыке. И потом, сами японцы слушают много европейской музыки, она у нас не менее популярна, чем отечественная.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru