24 октября 2018 года Распечатать
Лига Звука

«Лига Звука» на Рязанском Радиозаводе

16.09.2005 8 сентября сотрудники «Лиги Звука» и съёмочная группа РБК посетили Рязанский Радиозавод.

Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Небольшой экскурс в историю этого предприятия

Рязанский радиозавод Радиозавод выпускает динамические головки аж с 1954 года! В 1955 году он был назначен главным заводом по производству громкоговорителей. В 1960е гг завод-«первопроходец» запускает производство принципиально новых типов динамиков – 1ГД-18, 1ГД-28, 4ГД-1, 2ГД-7, в 1975 году начинает выпуск динамика 2ГД-40, а в 1978 году – 6ГДВ-2.

6ГДВ-2 Отметим, что два последних выпускаются по сей день, причём, объём выпуска первого составляет около 100000 штук в год, а второго - 500000-600000 штук в год. В 70-е годы завод выпускает первые партии автобусных громкоговорителей «АГУ», стереонаушников «ТДС-3» и сувенирных громкоговорителей «Юность». Уже в 82 году производство динамиков составляет 2 миллиона штук в год. В конце 80-х – начале 90-х с конвейеров завода выходит первая партия трёхпрограммных радиоприёмников «Русь-201», транспортных громкоговорителей «ТГУ» и малогабаритных стереонаушников «Мещера-Н-29С».

Положение дел на сегодняшний день

На данный момент производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск миллиона головок громкоговорителей в месяц. Предприятие выпускает более сорока наименований изделий. Выделим три основных направления деятельности Радиозавода:

  • производство головок громкоговорителей общего назначения (для применения в радиоприёмниках и наушниках);
  • разработка и производство головок громкоговорителей, используемых в акустических системах таких телевизоров как «Рубин», «Садко», «Сокол» и «Polar»;
  • разработка и производство головок громкоговорителей, используемых в автомобильных акустических системах.

Журналист РБК Светлана Жаплова взяла интервью у директора Радиозавода - Шишлова Вячеслава Владимировича:

- Скажите, пожалуйста, какие вы предпринимаете попытки для того, чтобы увеличить производство и чтобы получать больше заказов?

- Производство возможно только для производства. Первую попытку расширения производства мы предприняли в 95м году, когда начали сотрудничать с ГАЗом. Наше сотрудничество было успешным, но сейчас из-за уменьшения популярности газовских автомобилей, мы сократили и количество выпускаемой для них продукции. Что ещё? Мы работали с достаточно крупными московскими сетями по производству динамиков. Но это было выгодно только в 2000, 2002, 2003 годах, когда таможенная политика государства была направлена на интересы российских производителей, сейчас же, к сожалению, она направлена только на облегчение вступления России в ВТО. Вследствие снижения таможенных пошлин и облегчения таможенных процедур импортёрам не выгодно закупать товар в России, но проще закупать его за границей.

- Понятно, а когда вы увидели эту свою новую нишу? Т.е. что случилось со старой? Почему вы перестали сотрудничать с телевидением и радио?

- Случилась катастрофа. Например, в 90м году мы поставляли по всей стране, в страны Балтии и даже за границу около одного миллиона динамиков в месяц. Также мы выпускали приёмники, телевизоры и громкоговорители проводного вещания, но сейчас, к сожалению, прекратилось само производство этой продукции. Среди оставшихся на плову крупных потребителей могу назвать только минский «Горизонт» и выпускающее телевизоры витебское Производственное Объединение «Витязь». Почему? Да потому что весь ширпотреб, т.е. имеющаяся на рынке теле, видео и аудио продукция, либо завозится из юго-восточной Азии, главным образом, из Китая, либо собирается на сборочных предприятиях в Подмосковье и Калининграде. Как я уже говорил, проще закупать импорт, чем производить самим.
Но тем не менее наблюдается некоторое развитие производства громкоговорителей проводного вещания. Почему? Потому что последние катастрофы обнаружили интересную зависимость: система оповещения зависит от источников электроэнергии. Откуда мы ждём предупреждающих сигналов? По сотовому телефону, по радио, по телевизору. Т.е. если по каким-либо причинам будет отключена электроэнергия, предупреждения вовремя мы не получим и соответственно не будем знать – куда нам идти и что делать. Поэтому в ряде областей (именно областей, это не государственная программа), было принято решение - возобновить проводное вещание, особенно это необходимо сделать в школах, больницах и других общественно значимых объектах большой концентрации народа, который при случае необходимо быстро оповестить. В этой связи мы возобновили производство громкоговорителей проводного вещания.

- Но вы говорили о возможности выхода на автомобильные рынки?

-Да, мы надеемся, что нам удастся выйти на автомобильные рынки, причём, непосредственно на производителей, а точнее – на сборочные предприятия, производящие иностранные модели. С чем это связано? Это связано с тем, что и корейские, и немецкие производители (да и в других странах тоже) считают, что акустическое оформление и акустическая подготовка автомобиля является одной из важнейших компонент его (автомобиля) имиджа и одновременно составляет немалую долю его потребительской стоимости.
Предыстория наших взаимоотношений с автомобильной промышленностью такова: первым, на кого мы вышли, был Горьковский автозавод. Почему? Потому что считалось, да и сейчас считается, что Волга – автомобиль представительского класса, и потому в ней непременно должна быть установлена акустика. Но на ВАЗе считается, что это (установка акустики) гарантирует только дополнительные затраты, которые не увеличивая потребительской стоимости, увеличивают цену автомобиля. Что совершенно не верно. Цифры показывают: комплект из четырёх динамиков в любом магазине стоит около 700-800 рублей, т.е. 25-30 долларов, а установочный комплект, собранный в заводских условиях и потому не имеющий красивых коробочек и пр., стоит максимум 10 долларов и при этом обладает более высоким качеством, чем тот, что продаётся в магазине. Но как раз это зарубежные компании приняли во внимание уже давно, и я не знаю ни одной импортной машины, в которой не были бы установлены динамики.

- Вы не задавались вопросом - почему Китай не занял эту нишу до вас?

- Китай не занял её по одной простой причине: качество китайских громкоговорителей не отвечает требованиям автомобилестроителей. В 98м году к нам приезжал хозяин французской фирмы Софар – господин Де Брюс. Он говорил: «Ребята, смотрю я на ваше производство, а ведь вы не отвечаете требованиям автомобилестроителей!» Почему? «Вот, - говорит, - у нас требование такое – не больше одного отказа на 2000 громкоговорителей»; это составляет пять сотых процента допустимого брака, для сравнения – корейцы предъявляют меньшие требования, а в громкоговорителях, поставляемых из Китая, процент брака доходит до двадцати.
Стоимость установки громкоговорителя на автозаводе составляет где-то 0.1 нормы-часа, а замена этого громкоговорителя в сервисном центре в зависимости от сложности установки может составлять от 4-5 до 8 норма-часов. Для сравнения – норма-час сервисного центра в Москве может стоить до полутора тысяч рублей, вот и посчитайте! Таким образом, рекламация, которая поступит к производителю динамиков от производителя автомобиля, может его (производителя динамиков) просто разорить. Вот поэтому серьёзные фирмы стараются не связываться с китайским производителем.

- То есть вы можете выйти на этот рынок?

-Да, я считаю, что мы можем выйти на этот рынок, но естественно только при определённой даже не модернизации, но принципиально новой организации производства и отладки системы контроля качества. Дело в том, что импортные стандарты (ISO-9001 и более поздние) не многим отличаются от тех стандартов качества, на которые ориентировались в советском союзе, и потому для перехода от одного стандарта к другому нужно всего лишь подготовить определённые документы и разработать определённые процедуры, что, в общем-то, делать мы умеем.

- Ну и последний вопрос, так сказать, «общечеловеческого масштаба»: вы радиотехник с очень большим опытом работы, почему вы до сих пор сидите здесь, может быть, вы могли бы найти себе применение в другом месте?

- К сожалению, радиотехникам сейчас очень сложно найти себе применение, не невозможно, но тяжело. Но, во-первых, динамики – изделие очень простое и в своей простоте очень притягательны. Как говорится: семь деталей, немножко клея, руки откуда надо и всё готово. Ну я уже ни раз рассказывал о том, как у нас пытались украсть технологию и создать альтернативное производство, казалось бы, что может быть проще – собрать динамик или магнитофон. Но оказалось, что хороший магнитофон собрать можно, а вот хороший динамик – очень тяжело. Это, во-первых, ну а во-вторых, дело в том, что в России осталось всего только два производства динамиков, и оба находятся в очень тяжёлом состоянии, любое дезертирство наказуемо, дезертировать нельзя, хотя найти себе применение можно, я не думаю, что это невозможно.

Аудио версия интервью (4,53 МБ)

И, наконец, наш фоторепортаж!

Изготовление диффузоров

Изготовление диффузоров: сульфитная белёная целлюлоза

Материал, который используется для изготовления бумажных диффузоров. Мягкая и пушистая на ощупь сульфитная белёная целлюлоза придаёт диффузору объём, в то время как жёсткая и прочная сульфатная небелёная целлюлоза красного цвета придаёт диффузору высокие физико-механические свойства.
Пропорция этих материалов в составе бумажной массы, как правило, держится в секрете; у каждой модели диффузора она своя.

Изготовление диффузоров: ротационная мельница

Специальное устройство, в данном случае это ротационная мельница, «распускает» бумагу, другими словами, сначала перемалывает целлюлозу, а потом смешивает её с водой. Здесь же добавляется тонер для придания нужного цвета диффузору.

Изготовление диффузоров: процесс перемалывания
Процесс перемалывания

Изготовление диффузоров: литейный автомат

Диффузор отливается и прессуется в литейном автомате. Выделим стадии изготовления бумажных диффузоров: отливка, вакуумная холодная сушка, горячая прессовка, горячая сушка и т.д.

Изготовление диффузоров: оснастка-сито

Размер и форма диффузора задаётся оснасткой-ситом, на котором происходит осадка целлюлозной массы.

Узел осаждения бумажной массы на сито (пресс-форму).

Вакуумная холодная сушка. К нижней части пресс-формы подводится вакуум, который «высасывает» воду из бумажной массы.

Узел горячего прессования

Узел горячей сушки

Узел снятия диффузора с сита (пресс-формы). Выполнен в виде вакуумных присосок.

Высокопроизводительные насосы, которые обеспечивают производство с использованием глубокого вакуума.

Прецизионные электронные весы, которые контролируют вес диффузора.

Станок для штамповки пластиковых мембран (диффузоров). Пластиковые мембраны могут быть изготовлены из разных поддающихся горячему прессованию материалов и имеют разные цвета.

Изготовление пылезащитных колпачков

Станок, нарезающий ленты для изготовления пылезащитных колпачков
Автомат, штампующий пылезащитные колпачки

Вот такие «симпатичные» колпачки получаются!

Изготовление катушек

Станок для покраски лент. Механизм по своему устройству похож на катушечный магнитофон.

Станок для намотки заготовок каркасов катушек. В последствии эти заготовки нарезаются станком, как колбаса.

Заготовки каркасов для катушек

Цех с револьверными станками, где происходит намотка катушек.

Катушка, снятая с револьверного аппарата

Готовые катушки

Сборка динамиков

Пресс для соединения рамы с магнитной цепью

Пресс для формирования центрирующей шайбы (нижнего подвеса)

Аппарат для наклеивания диффузора на верхний подвес

Сборочный конвейер

Устройство для намагничивания магнитной системы


Цех окончательной сборки


Оператор «РБК» снимает производственный процесс


Контроль качества

Измерительная лаборатория

Немецкое измерительное оборудование фирмы Robotron, аттестованное гос. стандартом России.

Компьютерный измерительный комплекс Clio Pro

Безэховая измерительная камера, стены, пол и потолок которой «усеяны» клиньями. Измерительный микрофон перемещается на салазках.

Клинья поглощают звуковые волны в широкой полосе частот


Пол из тросов, который натянут над клиньями
Измерительный микрофон
Экспериментальный цех
Продукция разнообразных торговых марок, которая собирается на Радиозаводе
Наладчик литейных автоматов Владимир Викторович Гуторов

Фотография на память. Слева на право: Вадим Семитко (liga-zvuka.ru), Всеволод Фомин (liga-zvuka.ru), Вера Степановна Козлова (главный инженер «РРЗ-РусАудио»), Светлана Жаплова (корреспондент РБК), Владимир Викторович Оводов (начальник производства «РРЗ-РусАудио»), Вячеслав Владимирович Шишлов (генеральный директор «РРЗ-РусАудио»).


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru