24 октября 2018 года Распечатать
Лига Звука

Три воплощения ЖаБы: сравнение всех версий JetBalance JB-381

17.05.2006 Cовсем недавно (чуть больше месяца назад) АС пережила третью инкарнацию и благополучно воплотилась в новое тело...


   Прошло около полутора лет с момента выпуска JB-381 - мультимедийной стереосистемы, стремительно стартовавшей на соревнованиях ММ-Звук, собравшей высокие оценки разных тестеров, получившей народное признание, ставшей визитной карточкой компании JetBalance и, очень вероятно, сделавшей своим "отцам" неплохую кассу.

   Представители компании говорят, что не были готовы к ломовому спросу на 381-ю: АС была задумана как имиджевая, предполагалось, что она будет украшением витрин, бойцом за честь бренда в тематических тестах, а деньги будут отбивать младшие модели линейки. Поэтому первое время купить JB-381 было очень сложно, поставки наладили только через несколько месяцев. Сегодня эта система считается одной из лучших, она уже заняла свое место в пантеоне бессмертных ММАС рядом с Microlab Solo 1 / 2 и Defender Mercury 50A. Каждая из этих стереопар была для своего времени революционной.

   Спустя около полугода с момента появления JB-381 вышла вторая модификация системы, с новым мидвуфером и, естественно, другими фильтрами. Наконец, совсем недавно (чуть больше месяца назад) АС пережила третью инкарнацию и благополучно воплотилась в новое тело, внешне практически не отличимое от предыдущего за исключением нового коннектора на корпусе - выхода на сабвуфер.

   Давайте посмотрим, какие изменения вносили инженеры на протяжении всего времени существования этой системы.

   Первая модификация. Главная достопримечательность - уникальный высокочастотник, позже благополучно переживший все перерождения системы. Его резонансная частота - всего 1 кГц; резонанс в 1300-1400 кГц считается хорошим показателем даже для хай-файного ВЧ-динамика. На твиттер приходится основная нагрузка: кроссировка динамиков происходит на 2,5 кГц.

   В свое время советские электроакустики предлагали выносить зону совместного звучания динамиков за пределы наиболее хорошо слышимой части звукового спектра (1 - 4,5 кГц), чтобы уменьшить слышимость искажений от кроссовера. Но это спорное решение: при таком раскладе верх средних частот АС отыгрывает мидвуфер, с большим и тяжелым диффузором и, как следствие, недостаточными для динамичного воспроизведения "середины" скоростными характеристиками. Инженеры JB предпочли поступить по-другому и предоставили ВЧ-динамику максимум свободы, позволив ему единолично воспроизводить часть основных тонов и обертона инструментов и голосов.


   Для сокращения зоны совместного звучания динамиков были использованы кроссоверы второго порядка (точнее, у высокочастотника был фильтр первого порядка, включающий в себя конжугейт - это так называемый квазивторой порядок). В цепи сигнала применялись только пленочные конденсаторы. Единственный "электролит" входил в состав конжугейта и в обработке сигнала не участвовал.

   Уязвимым местом системы был мидвуфер с невысокой чувствительностью и потому слегка тормознутый. Другая его проблема - АЧХ.

Посмотрим на график частотной характеристики системы. За подъем на полутора килогерцах, акцент мидбаса в районе 100 Гц и плохую отдачу на басу несет ответственность именно мидвуфер. В остальном к АЧХ придраться нельзя - разве что можно отметить небольшой подъем амплитуды сигнала в области 5-7 кГц, вследствие которого АС делает легкий акцент на медных инструментах и шипящих звуках. Что касается небольшого провала на 250-800 Гц, то он закрывается при установке системы на стол за счет отражающей поверхности.


Параметры Тиля-Смолла:
  модиф. 1 модиф. 2 модиф. 3  
Qes 1.5 0.95 0.95 N/A
Qms 5.55 3.29 2.97 N/A
Qts 1.18 0.73 0.72 N/A
Fo 70.4 69.2 67.5 Hz
Vas 6.34 5.79 6.28 l
SPLo 83.5 85.2 85 dB/W*m
Pmx 25 30 30 W
Mms 6.86 8.24 8.29 g
Cms 745.3 618 671 um/N
Sd 77.4 81.2 81.2 Sm2
Bl 2.6 3.6 3.53 TM
Re 3.35 3.35 3.35 Ohm
Znom 6 8 8 Ohm
Xmx 3 4 4 mm

   Модификация вторая. Решение разработчиков очевидно - замена мидвуфера другим, более качественным. Новый динамик имеет более высокую BL (у него она выше чем у старой модели почти в полтора раза). И хотя масса подвижной системы у него тоже возросла, отношение BL к Mms улучшилось - мотор стал мощнее. Изменилась и полная добротность динамика, в результате чего новый драйвер в том же акустическом оформлении чувствует себя лучше, чем старый, а также немного понизилась частота основного резонанса, что всегда хорошо.

   Смена динамика привела и к замене НЧ-плеча кроссовера, но частота настройки фильтра осталась прежней. Заодно заменили проходной конденсатор в фильтре твиттера: установили более качественный полипропиленовый. Также изменениям подвергся усилитель: вместо операционников 4558P в него установили более совершенные 5532P (скорость нарастания выходного напряжения у 4558P – 1 В/мкс, у 5532P - 9 В/мкс), а разводка платы полностью изменилась. Питание нового усилка было поручено трансформатору на 90 Вт - в полтора раза более мощному, чем в первой JB-381.

   И по мелочи. Инженеры заменили переднюю панель, новая сделана из более технологичного пластика. Очевидно, инженеры пытались скомпенсировать то увеличение стоимости ММАС, к которому привела замена головки. В этой связи странно выглядит появление на корпусе новых, более дорогих клемм под толстые акустические кабели - разработчики зачем-то решили пойти на встречу любителям слушать провода. Переделке подвергся и фазоинвертор - новый порт имеет большее сечение (вероятно, это было сделано с целью уменьшения специфических призвуков, хотя на наш взгляд и у первой модификации все было в порядке), а частота настройки ФИ переместилась с 53 на 55 Гц.

   Смотрим на графики. Совершенно очевидно, что переработка конструкции сказалась на звучании АС положительно: чувствительность драйвера выросла на 1,5 дБ (что отразилось на динамике системы), исчез подъем на частоте 1,5 кГц, улучшилась отдача в области баса. Акцент же на частоте 100 Гц никуда не делся. Возможно, разработчики и не пытались ничего сделать с этим подъемом. Многим ведь нравится, чтоб акустика хорошо буцкала.


   Все в шоколаде? Отнюдь. У системы второй версии появились проблемы, которых раньше не было. Первая - горб rz на средних частотах. У изначальной JB-381 импеданс был практически идеальным, здесь же АС может создать проблемы усилителю. Возможно, разработчикам не хватило времени, чтобы довести кроссовер до ума, а возможно, денег, чтобы вписать колонки в нужную ценовую категорию. Кто знает. О таких вещах общественности рассказывать не принято.

   Другая проблема - перепад АЧХ. Если посмотреть на график в целом, легко заметить, что давление плавно падает к высоким частотам. Да, всего лишь на 1,5-2 дБ, но в таком масштабе перепад будет заметен. Исправить ситуацию можно с помощью темброблока, который позволяет поднять давление вплоть до +6 дБ в верхней части спектра, начиная аж от 1 кГц. Однако, как известно, коррекция частотки имеет и свои минусы.


   Также многие владельцы второй модификации жаловались на большое количество собственных шумов системы. Действительно, у обновленной JB-381 уровень шума значительно вырос: если у перворожденной АС при закрытом входе уровень шума усилителя на выходе составлял 1,4 мВ,  то у новой версии системы он вырос до 3 мВ.

   Наконец, самый свежак, третья модификация. Таких масштабных изменений, как во второй версии JB-381, здесь нет. По существу это отшлифованная вторая редакция ММАС, лишенная указанных выше недостатков. Разработчики сделали новые фильтры - порядок по прежнему второй и квази-второй, но теперь rz снова как струна - и, по всей видимости, что-то сотворили над динамиками. Что конкретно было изменено в конструкции драйверов, не зная внутренней кухни компании, сказать невозможно, даже имея весьма специфическое оборудование, однако это по большому счету и не требуется. Частотка снова пришла в норму, уклона нет. Что любопытно, был заменен темброблок: новый блок коррекции АЧХ позволяет менять давление только в пределах +-2 дБ. Похоже, активисты JB приняли решение проповедовать свое видение хорошего звука любителям выкручивать тембры до упора. Или, говоря проще, поставили защиту от дураков. Необычное решение.

   Что касается баса... по всей видимости, здесь инженеры ничего менять не намерены. Установку выхода на сабвуфер можно считать своеобразным ответом любителям купания в низкочастотных волнах: хотите большего - покупайте саб.

Сигнал на сабвуфер отправляется уже после регулятора громкости. Достаточно один раз выставить уровни колонок сателлитов и НЧ-колонки относительно друг-друга, и потом можно будет менять общую громкость системы регулятором на передней панели 381. Регулировать частоту среза фильтра ИНЧ можно с помощью двухпозиционного переключателя. Давить сигнал предлагается либо на частоте 150 Гц (положение 2.1), либо на 38 Гц (положение 2.0, фильтр просто ограничивает ходы динамика).


   Наконец, усилитель. Старый, Ш-образный трансформатор был заменен тороидальным, той же мощности. Также вновь была изменена топология УМ, а плату защитили экраном от наводок трансформатора. Результат - шумы усилителя при закрытом входе снизились до 0,5 мВ, фон можно услышать только прислонив ухо к твиттеру.



Выводы

   Вот и все, что можно сказать по предмету статьи. Какие тут могут быть выводы? Если вторая модификация была в чем-то лучше первой, а в чем-то хуже, то третья - однозначно превосходит предшественниц по качеству звучания. С любой стороны. Впрочем, системе еще есть куда расти - мидвуфер JB-381 по-прежнему далек от совершенства и на данный момент является самым слабым местом модели. Правда, его замена на одноклассник твиттера, скорее всего, привела бы к заметному росту стоимости АС.

Как различить модификации JB-381

   Отличить первую модификацию от остальных не сложно - у нее лакированная передняя панель, в то время как у систем  остальных двух версий она матовая (смотрите фотографию в начале статьи). Отличить третью модификацию от второй можно по наличию выхода на сабвуфер - у самой последней модели сзади установлены две пары "тюльпанов", и двухпозиционный переключатель обрезного фильтра. Если посмотреть на тыльную сторону АС нет возможности (например, она стоит на витрине) обратите внимание на шурупы, которыми динамики крепятся к корпусу: у второй версии их головки выкрашены в черный цвет, у третьей они блестящие.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru