21 июля 2018 года Распечатать
Лига Звука

Трифоник на базе JB-160 своими руками

10.01.2007 Самостоятельно собираем сателлиты к 160-му сабвуферу на отечественных динамиках и получаем хороший и очень недорогой трифоник.

   Два-три года назад за 70-80$ можно было купить приличную мультимедийную систему 2.1. Однако с тех пор выросли цены и на компоненты, и на доставку, и таможенные пошлины увеличились, что вылилось в серьезное подорожание на рынке ММАС. Сейчас за такие деньги трифоник с хорошим звучанием в частотном диапазоне не купишь. Но зато его можно собрать.

   Как мы писали в обзоре сабвуфера JB-160, у него есть встроенный усилитель. Не шибко мощный, по 10 Вт на канал. Он предназначен для подключения маломощных колонок. Например, 5АС, 10АС, 15АС, или акустики от сломавшегося музыкального центра. Если остатков былой роскоши на антресолях не пылится, не стоит топать за советской акустикой на ближайшую барахолку. Тем более что не известно, на что стали похожи старые колонки после многих лет эксплуатации. Лучше собрать акустику самому.


   Разбирая свой нехитрый, но многотонный скарб, мы обнаружили проект акустической системы на базе Р130Ш15 и 6ГДВ-2. Эти динамики широко распространены в продаже и стоят очень небольших денег. Дело за малым – разжиться отходами древообрабатывающей промышленности, рассыпухой и всякой мелочевкой вроде шурупов, клея и припоя.


   Ответ на вопрос «ради чего стараемся», можно увидеть на графиках АЧХ и rz, приведенных справа. Да, частотка не шибко похожа на струну, и провал на частоте 3 кГц не радует ни глаз, ни мозг, но, во-первых, провал – не пик, и не особо неприятен на слух, если не очень широкий, а во-вторых, даже вместе с ним неравномерность АЧХ самодельных колонок уложится в +/- 3 дБ. Теперь давайте прикинем: JB-160 можно купить баксов за 65, а динамики Р130Ш15 и 6ГДВ-2 в «Чип и Дипе» стоят 170 и 65 рублей за штуку соответственно. То есть, трифоник с рабочим диапазоном 50 Гц – 20 кГц и неравномерностью АЧХ +/- 3 дБ обойдется примерно в 80-90$... Неплохо, как считаете?



Краткая инструкция по сборке

Элементы фильтра
L1 – 0,4 mH, Re – 0,4 Ohm
L2 – 0,4 mH, Re – 0,4 Ohm
L3 – 0,1 mH, Re+R3=4,8 Ohm
R1 – 4 Ohm, SQP – 5W
R2 – 15 Ohm, SQP – 5 W
R4 – 20 Ohm, SQP – 5W
C1 – 16,8 uF, 63 v
C2 – 16,8 uF, 63 v
C3 – 2,2 uF, 63 v
C4 – 1,1 uF, 63 v
C5 – 13,3 uF, 63 v
C6 – 1,1 uF, 63 v

   - Выпиливаем детали корпуса. Устанавливаем клеммы (предпочтительно винтовые, но без извратов) на будущую заднюю стенку. После сборки заниматься этим будет муторно.

   - Собираем корпус, не устанавливая только одну боковую стенку. Стенки для большей прочности рекомендуем соединять через деревянные бруски с помощью шурупов и клея. Эти же бруски послужат ребрами жесткости. По ширине и высоте габариты деревянных ребер не должны превышать 15 х 15 мм, иначе критично уменьшится объем корпуса.

Намоточные параметры катушек
    L1 L2 L3
Диаметр каркаса, мм 40 40 16
Длина намотки, мм 20 20 9
Диаметр провода, мм 1.25 1.25 0.69
Количество витков 95 95 64
Re, Ohm 0.35 0.35 0.28

   - Герметизируем все стыки и щели вокруг клемм подходящим материалом.

   - Собираем кроссовер. Резисторы лучше подобрать точно соответствующие номиналу, вооружившись тестером. Рекомендуемый тип – металлокерамические или углеродные. Конденсаторы лучше всего брать пленочные (они подходящие, достаточно распространенные и недорогие), десятипроцентные. Пятипроцентные стоят значительно дороже. Катушки лучше намотать самостоятельно. Хотя это занятие не для слабонервных, купить катушки заданного номинала практически невозможно.

   - Устанавливаем высокочастотный динамик. Кроссовер подсоединяем к клеммам и твиттеру, ус для широкополосного динамика вытаскиваем наружу через соответствующее отверстие.

   - Устанавливаем последнюю боковую стенку. Герметизируем стыки этой стенки с остальными через отверстие широкополосного динамика. Подпаиваем к усу широкополосник и монтируем его.


Exodus

   Осталось сказать пару слов о дизайне. Если душа просит чего-нибудь брутального, можно выполнить корпус в стиле «hellraizer». Делается все просто и незатейливо. Головки шурупов не загоняем в корпус заподлицо, а оставляем торчать на пару миллиметров. После сборки корпус красим в черный цвет, рисуем на нем что-нибудь вроде паутины, а затем начищаем шляпки шурупов до блеска. Колонка получается похожей на утыканную гвоздями голову монстра из фильма Hellraizer («Восставшие из ада»).


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru