21 июля 2018 года Распечатать
Лига Звука

Upgrade акустической системы JetBalance JB-381

15.12.2005 Предлагаем вам несколько рекомендаций для доработки акустической системы JetBalance 381, которые вы также можете использовать при «тьюнинге» любой другой АС.

Upgrade, Tuning, Overclocking, Modding… или по-нашенски Доработка!

Тогда как Европа и Америка уже смирились с мыслью о том, что всё придумано до них, и пожинают плоды цивилизации, многие наши соотечественники не могут спокойно спать, зная, что любую вещь возможно сделать лучше и красивее. Ничто не может остановить человеческую мысль. Разогнать самый быстрый процессор от Intel? Пожалуйста! Сделать дизайн круче, чем у Pininfarina? Легко.
Синдром «самоделкина» не обошёл и рынок акустических систем, о чём можно судить по большому числу соответствующих тем на разных конференциях.
Предлагаем вам несколько рекомендаций для доработки акустической системы JetBalance 381, которые вы также можете использовать при «тьюнинге» любой другой АС.

Доработка корпуса:

Что же мы можем сотворить с корпусом?

Будем исходить из требований предъявляемых к конструкции корпуса:

  1. Конструкция корпуса должна быть максимально жёсткой. Чтобы этого добиться мы укрепили корпус с помощью рёбер жесткости и поперечных распорок.

    Вид через установочное отверстие Вуфера
    Вид через установочное отверстие Твитера

    В случае с JB-381 (в примере пассивная АС) мы проделали следующие манипуляции: приклеили к боковым и задней стенкам ребра жесткости под углом и установили две распорки в верхней и нижней части корпуса, при этом, к верхней распорке приклеили фазоинвертор, чтобы тот не вибрировал на большой громкости.

  2. Корпус и другие компоненты не должны издавать дребезгов и посторонних призвуков(например, свиста воздуха через щели) В корпусе должно быть только одно отверстие и название ему – фазоинвертор (конечно, если таковой имеется). Для обеспечения герметичности следует проклеить все «подозрительные» стыки и щели, а также приклеить термо-пистолетом или залить герметиком все свободно болтающиеся элементы, которые могут дребезжать (например, провода, разъёмы, конденсаторы и др.).


    В JB-381 существуют проблемы герметичности терминала с клеммами пассивной АС. Так как на некоторых экземплярах крышечка не приклеена к терминалу, появляется свист воздуха через образовавшиеся щели. Мы залили эту крышечку герметиком, как показано на фотографии выше.


    При Апгрейде JetBalance JB-381 мы также обклеили раму и колпак магнитной цепи вибропоглощающим материалом. Таких материалов на строительных и авторынках навалом, самый простой и доступный из них листовой герлен (помните такие пластилиновые-колбаски коричневого цвета, которые тырили в детстве со строек?)

  3. Переотражение звука от стенок корпуса должно быть минимальным. Чтобы их уменьшить, применяют звукопоглощающие материалы. Их, условно, можно разделить на две группы:

    а) Изовер, базальтовая вата, синтепон, махер, ангорская шерсть, и др. материалы с мелковолокнистой структурой. Они хороши тем, что эффективно гасят переотражения, помимо этого, они ещё увеличивают рабочий объём корпуса. Этими материалами можно заполнять весь корпус, но при этом следует оставить свободное пространство за динамиком и фазоинвертором.


    б) Войлок, фетра, яичный поролон и т.п. Они тоже подходят для уменьшения переотрожений, но при этом уменьшают рабочий объём. Поэтому, данный тип материалов следует приклеивать на стенки корпуса.

  4. Акустическое оформление должно соответствовать параметрам вуфера. Для этого существуют TS-параметры, зная которые, можно смоделировать поведение АС на низких частотах при помощи специализированных конструкторских программ (например, LEAP).



    Как видно из графика АЧХ НЧ для JB-381, данной АС больше подходит акустическое оформление «закрытый корпус компрессионного типа».
    Так что флаг вам в руки, т.е. затычку в фазник. :) Благо, она имеется в комплекте АС.
    При всех этих манипуляциях, главное - не забыть правило: «Полёт мысли доработчика ограничивается геометрическими размерами корпуса АС!»

Доработка электронной части:

Теперь отложим в сторонку пилу и возьмём в руки паяльник.

Дабы не углубляться в дебри электроники, мы не будем затрагивать в этой статье вопросы изменения схематики устройства, замены фильтров и усилителя. Тем более этот вопрос требует серьёзных технических навыков и для каждой АС требуются свои методы решения.

Начнём с фильтров. Качество звучания можно улучшить за счёт замены элементов фильтра на более качественные. В первую очередь стоит заменить «проходные» конденсаторы на полипропиленовые, если таковые ещё не стоят. С остальными конденсаторами можно проделать ту же операцию, если позволяют номиналы. Ещё проще их зашунтировать конденсаторами ёмкостью 5-10% от уже установленных величин.

Схема фильтра JB-381 вполне соответствует используемым динамикам. Проходные конденсаторы стоят уже полипропиленовые, поэтому мы не стали ничего менять в фильтрах 381.

Перейдём к темброблоку.

Чтобы минимизировать влияние темброблока на звучание АС, можно заменить элементы на более качественные. Более радикальное решение - это ампутировать темброблок. К этой процедуре надо подходить осторожно! Так как кроме всех регулировок вы ещё можете лишиться важных элементов звукового тракта АС. В случае с JetBalance JB-381 вы потеряете обрезной фильтр инфронизких частот, при этом значительно возрастут интермодуляционные искажения и нелинейные искажения НЧ! Прежде чем что-то выдёргивать, хорошо подумайте.

Как вы можете заметить, мы подпаяли к регулятору громкости выход на сабвуфер, теперь вместе с громкостью 381 будет регулироваться и громкость сабвуфера.

Усилитель можно улучшить путём увеличения мощности трансформатора и увеличения ёмкости сглаживающих конденсаторов, если позволяют габариты печатных плат и корпуса АС.

Теперь затронем животрепещущую тему «посторонние шумы, щелчки и фон»!

Чтобы бороться с этими явлениями, не мешает вникнуть в суть проблемы. Шумы возникают в результате взаимодействия элементов АС, электромагнитных волн извне или помех в электросети.
Ослабить сетевые помехи можно с помощью сетевых фильтров и ИБП.
От наводок извне бороться можно только путём экранирования электронной части АС. Вся беда мультимедиа акустики в том, что вся её начинка находится внутри корпуса и не имеет экранирования, поэтому ловит всю «гадость», что обитает в эфире (щелчки, помехи от сотового телефона и т.п.). Самое разумное решение, это вынести усилительную часть АС в отдельный металлический корпус как, например, в Defender Volcano и Microlab PRO.
Количество внутренних наводок зависит от разводки и компоновки составных частей АС. В мультимедиа эта проблема особенно актуальна, так как приходиться умещать всё в небольшие размеры.

Но вернёмся к «нашим баранам», а точнее к ЖаБам.


Синим цветом показаны места разреза дорожек, фиолетовым - места которые следует соединить.

Первое, что мы сделали, оградили витки трансформатора от печатной платы усилителя с помощью нескольких пластин трансформаторной стали и подкорректировали разводку платы усилителя (как показано на фотографии выше). Эти операции проделаны для того, чтобы снизить помехи, возникающие при работе выпрямителя.
Ещё лучше заменить трансформатор на тероидальный и поместить его в основание АС.

Следующий шаг, который мы проделали - это экранировали темброблок с помощью широкого кольца из меди. Сам экран соединили с общей "землей". Чтобы не замкнуть случайно чего-нибудь на плате, мы проложили бумажный изолятор.

Если же вы всё-таки решили удалить темброблок, то проблема его экранирования отпадает. Вместо него можно установить реостат и разместить его на задней панели. Стоит здесь упомянуть о том, что мультимедиа акустика с регулировками на передней панели сильнее подвержена фону и шумам, потому что длинные соединительные шлейфы собирают электромагнитный «мусор». С точки зрения помехозащищенности, АС с регуляторами на задней панели имеют преимущества.

Итог:

Конечно же, доработка не решит всех проблем АС (уровень звучания в основном определяется качеством динамиков), да и качество звучания растёт непропорционально стоимости апгрейда акустики, поэтому затраты на апгрейд могут превысить цену самой АС. Но как говориться: «Главное не победа, главное участие», а от самого процесса, проделанного своими руками, можно получить удовольствие. :)

Стоит или не стоит дорабатывать акустику решать вам, но если вы всё же рискнете, мы надеемся, наши советы помогут вам.


© Лига звука, 2005
    Внимание! При перепечатке материала ссылка на сайт www.liga-zvuka.ru - обязательна.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru