19 января 2018 года


Звук в поднебесную, часть вторая


08.05.2007 После очередной неудачной попытки договориться с одним из установочных центров города Москвы, мы все-таки созвонились с друзьями Мао.
Версия для печатиВерсия для печати

Они достаточно быстро откликнулись на наши мольбы и наказали прибыть к ним на следующий день. Зовут ребят Тюнинг-Ателье «ShowCar». Признаться честно, до встречи с ними мы не переставали нервничать и думать, что встретим очередных завернутых перцев, которые будут долго рассказывать, насколько мы их напрягаем с нашими детскими проблемами, как все это дорого стоит и и так далее.

   На самом деле все развернулось совершенно по иному сценарию. С первых же минут появления машины в боксе «Шоу-Каровцев» началось обсуждение предстоящей установки. После пятиминутного традиционного перекура и чаепития, мужики лихо набросились на автомобиль и принялись разбирать обшивку салона.

   Уже в процессе работы мы стали поочередно знакомится с каждым из установщиков. Ребята оказались настоящими весельчаками, с которыми не соскучишься. Работа протекала с юмором и воспоминаниями интересных жизненных моментов. Спустя некоторое время мы поняли, что в этой рабочей атмосфере можно находиться от начала и до конца установки. Следовательно, будет возможность запечатлеть для вас весь технологический процесс. Главной нашей просьбой к установщикам было сделать все монтажные работы за один заход, т.к. времени катастрофически мало и мы не хотели бы тратить его на простой в пробках и перемещения из одного конца Москвы в другой. На что с лозунгом «Пятилетку за пять дней» Шоу-Каровцы принялись рассчитывать свои силы с учетом возможных ночных бдений. В других конторах нас предупреждали, что подобную установку можно сделать только за два дня, но к «Шоу-Каровцем» это не относится – надо, так надо. Забегая вперед скажем, что мужики, жертвуя своим свободным временем, всячески отмазываясь от своих вторых половин, вместо двух дней уложились ровно в сутки.

   От лирики и эмоций перейдем непосредственно к установке.

Изготовление подиумов для мидбасов.

   Первая проблема, с которой мы столкнулись, состояла в декоративной обшивке. В отштампованный подиум для динамика можно было поставить только десяти-сантиметровый громкоговоритель, который в принципе и был установлен производителем автомобиля. Плюс выяснилось, что обшивки дверей GreatWall Safe и GreatWall Deer G3 (на который мы и ориентировались) несмотря на свою внешнюю схожесть все же разнятся. «Шоу-Каровцами» было принято решение изготовить накладные подиумы.



   После непродолжительного перекура бригада разделилась на тех, кто занялся шумоизоляцией дверей, прокладкой кабелей питания и тех, кто принялся за подиумы.



   Первым этапом стало изготовление основы с выбором угла наклона (нам требовалось наклонить в сторону слушателя).






   Вторым этапом шло непосредственное придание основе подиума будущей формы. Для этого потребовалась ткань, способная хорошо растягиваться, (в качестве «подручного средства» можно воспользоваться женскими колготками). После того, как мы четко определились с формами, на ткань наносится эпоксидная смола. Как только эпоксидка «встала», заготовку можно снять и перейти к следующей операции. Этим в создании подиума является придание заготовке жесткости. Нам понадобится стеклоткань эпоксидка. Много эпоксидки.




   Совет от «Шоу-Каровцев» - если вы кладете несколько слоев стеклоткани, и при этом используете эпоксидную смолу с повышенным содержанием отвердителя, не выпускайте заготовку из виду! Она может попросту воспламениться! Такие случаи уже были, и чтобы избежать трагедии, периодически проверяйте температуру заготовки. Как только она повышается, остужайте холодным компрессом. Делается он очень просто – наливайте холодной воды в полиэтиленовый пакет и прикладываете к наиболее нагретым местам. Нагрева можно избежать, если проводить наращивание толщины подиума поступательно, т.е. ждать, когда каждый из слоев стеклоткани затвердеет, но для этого потребуется достаточно много времени.



   После того, как эпоксидка со стеклотканью окончательно высохла, идет следующий этап, а именно придание подиуму презентабельного вида и подгонка по месту. Проще говоря - нанесение шпатлевки с волокнами стеклоткани и банальное вышкуривание неровностей. В завершении подиум обтягивается декоративным материалом или красится. Мы решили остановиться на декоративной акустической ткани.


Изготовление подиумов для твитеров.

   Первоочередная задача в данном случае стоит в точном определении направления твитера и его размещения относительно слушателя (угол поворота и высота установки на стойке). Для этого нам понадобился сам Мао, которого мы усадили в машину.Попросили принять удобное положение, в котором он обычно управляет авто, и при помощи пластилина выставили твитера в стойки.

   Затем пищалки вместе с передними стойками отправились на разделочный стол. Операция по приданию формы подиумам для твиттеров идентична мидбасовым, за исключением материала основания. Здесь в роли основы выступает уже сам твитер. Чтобы эпоксидная смола не приклеилась к его куполу, лицевую часть заклеили скотчем. А дальше все, как обычно - колготки, эпоксидка, шпатлевка, шкурка и оклейка декоративными материалами.

Шумоизоляция дверей.

   Для нормальной, расчетной работы динамика, который должен быть нагружен на объем двери, требуется максимально возможная герметизация всех технологических отверстий. Для этого хорошо подойдут вибропоглашаюшие листы на битумно-каучуковой основе. Они выпускаются с металлической фольгой и без оной. Мы выбрали второй вариант, который не требует термической обработки непосредственно перед наклеиванием, легко монтируется и имеет достаточно высокий коэф. поглощения (среди предложенных на нашем рынке). На внутреннюю часть декоративной обшивки двери были частично наклеены полосы вибропоглатителя, а поверх был уложен шумопоглотилель на основе пенополиуретана. Для соединения мидбасового подиума с внутренним объемом двери были сделаны переходные кольца из фанеры.


Установка электронных компонентов.

   Сабвуфер, как и планировалось, мы установили в багажнике. На соседней спинке заднего сиденья была установлена площадка под усилитель и буферную емкость питания. С этим проблем не возникло, но вот куда спрятать фронтальный усилитель? Свободного места, как оказалось, у нас крайне мало. Но мы выкрутились – пригодились малые размеры Ураловского «военного чебурека». Его установили непосредственно под переднее пассажирское сиденье. Все логично - короткие межблочные провода на фронт, короткие провода питания для сабвуферного усилителя. С основной, автомобильной частью акустической системы мы справились, осталось разобраться с уличной.


   Решение этой задачи оказалось более чем простым, «Шоу-Каровцы» заслали Мао на ближайший авторынок, где он приобрел готовые корпуса под динамики 6х9 по цене всего 500 р. за пару. Акустического оформления для работы во всем диапазоне частот им оказалось маловато, но для работы в речевом диапазоне - вполне. В обычной жизни АС могут лежать в гараже, а при необходимости легко встанут в акустический строй и озвучат полянку возле автомобиля.



Итог

   Установка и качество звучания нашего товарища вполне устроило. Что касается нас, из недостатков звука отметим недостаточную ширину звуковой сцены. Возможно, это связанно с конструктивными особенностями передних стоек, бокового стекла и угла наклона лобового стекла. Но – работа над шириной сцены - это уже другая, достаточно дорогостоящая и рутинная работа. Рабочая же машина уже была испытана на покатушках клуба «Любителей Китайских Автомобилей», признана «живозвучащей», и принята в разряд автономных, боевых акустических единиц.

   От нас с Мао хотим поблагодарить Тюнинг-Ателье «ShowCar», в лице его идейного вдохновителя и руководителя Кирилла за быструю и отлаженную работу.