Вещи и явления не всегда такие, какими кажутся. Вот например, 5nizza вроде бы поет песни под гитару, а Лигалайз вроде как читает рэп. Послушаешь, и понимаешь, что многие вещи с альбома Лиги под названием XL можно спеть дурным голосом под три блатных аккорда, с портвячком, у подъезда. Безо всякого речетатива. А 5nizza?
Не согласны, через монитор чую. О-кей, давайте посмотрим.
Почувствуй силу
Репрезент на тему «я вернулся, а тут как было говно, так и осталось, я по-прежнему единственный и неповторимый, недосягаемо крутой чувак». Для вящей убедительности Лига сравнивает себя с Годзиллой, потрясая увесистой мошной («мое второе имя – сборы»). Вялый аргумент. Все продажи дисков Лигалайза не сравнятся со сборами замечательной вещи под названием «чьорние глаза». Такую Годзиллу на Фабрику Звезд возьмут разве что сервак с рингтонами Тимати сторожить. А если дело не в бабках, зачем сборам понтоваться? Ладно, придирки, просто не понравился мне этот момент.
Местами интересный слог и интересная рифма. Кое-где яркие образы («неприкасаемый, как оголенный провод»). Кое-где голяк. Вот припев: «Зал взрывается в свирепом ритме / Стань свидетелем убойной рифмы». «Свидетель убойной рифмы» – каково? Я лучше в свидетели Иеговы подамся! Про то, что слог этого мощного двустишия сильно смахивает на хорей, вообще молчу.
В целом была бы приятная легкая вещица, если бы не фонограмма из самых зловонных и донельзя опошленных звучков. Хлопки в качестве ударника (прикол из серии смеха за кадром), отстойный синтезатор, задрюченный до полного почернения даже в лидирующем по омерзительности саундтреке нид-фо-спида. Полученная смесь сплющена компрессором до состояния жмыха. Фирменное звучание? Нет, пошлейшее попсовое звучание!
Остаться
Отменная вещичка, из-за которой альбом стоит купить. Кусок стиха привожу здесь, зацените сами:
"Жители города
Люди-вороны
Летим на блестящее
Куплены
Проданы
Реальность воронкою
Как уйти в сторону?
Не потеряться, и не быть заклёванным?"
Особого колорита песне добавляет минус с гитаркой из какого-то подзабытого моей дырявой головой совкового мьюзикла. В проигрышах певца той пафосной песенки ускорили, заставив петь мультяшным хомячком. Серьезный стих лег на смешной, но мелодичный фон, композиция получилась легкой. Что тут скажешь? Респект.
Будущие мамы
Клубнячок-с. Простенький, гламурненький. Лига опять дрейфует в сторону классических стихотворных размеров. И опять хорей – видно, неравнодушен к классике (гы-гы). Есть яркие строки: «я фристайлю чушь тебе в уши», «мама, тебе надо сниматься в рекламе с этими пузырями, что так красиво искрятся в моем бокале», но здесь же: «ласкают взглядом, как металлоискателем», «сережка в пуповине». Лажаем, Годзилла… Что позволительно средней руки Бэтмэну, то непростительно супермутанту. Впрочем, вещичка была сделана для привлечения самой невзыскательной массовой аудитории, а эти чучелА и не такое хавают.
Рожденные в СССР
Рус-рок-минусовка, бессмысленный текст с легким патриотическим налетом, хорееобразный слог с редкими сбивками, чтобы ненароком не утомить среднестатичстического чушка. (Среднестатистический чушок – он такой, легкоутомляемый, туповатый, патриотичный, но достаточно состоятельный, чтобы позволить себе комапк-диск обожаемого эстрадного артиста).
Нахрена это было делать? У меня есть только одна мысль по этому поводу. Почему бесконечно клонируют боевики с сюжетами, списанными под копирку? Потому что схема оправдала себя, как коммерчески успешная, вот и штампуют расхожий товар. Тут за основу взяли идею Шевчука, модифицировали и посчитали, что выстрелит. Не факт, что попадет, но вдруг?
Латы
Что это? Лирическая вещь? Философская? О чем она вообще? Музыка создает романтическое настроение, но текст – непроходимое нагромождение непрозрачных образов. Не разобрать, даже если выписать текст на бумагу, целостная картина не проявляется, как не старайся. Не понятно, что это должно было быть вообще. Канает только в качестве фоновой музыки. Возможно, так и задумывалось. Не буду давать оценку – эту композицию я просто не понял.
Жизнь
Песня, на которую передергивают кожаные затворы даже те, кому альбом в целом не понравился. Увы, не могу с ними согласиться.
Общей структурой «Жизнь» напоминает песню «Остаться»: на фоне захлебывающегося от радости саксофончика Лигалайз читает жесткий, местами грустный стих. Все бы хорошо, только стишок – сплошная банальность. Да, все что Лига говорит, правильно и понятно. Понятно настолько, что и говорить тут не о чем. Тянет лишь на назидание подросткам.
Вычитаем текст, и что остается? Петля саксофона на фоне ритма? Голоса как такового нет, полутона выдавил компрессор. Фонетикой стихов Лигалайз никогда и не заморачивался. Слог все тот же, осовремененный хорей. Что тут слушать-то?
Русский рэп
Очередной репрезент. Хорей с показательными сбивочками-финтами для демонстрации крутизны. Плотная фонограмма. Начинающим рэпперам, упражняющимся в репрезентах, рекомендуется. В остальном…
Стресс
Вторая изюминка альбома. Сэмпл идеально задает настроение. Текст великолепный. Фрагмент:
"Моя жизнь миражи, тетрадь и ручка
Ритм, рифмы, битки под текстов заученных
Затраченные силы, потраченное время
Бег в никуда иногда не помня во что верил.
Боль, что принес родным, дни что превратил в дым,
Те кто меня любили, те кого я любил,
То что они хранили, что я не сохранил,
Те кто меня забыли, те кого я забыл."
Сплошные вопросы. Ответов в тексте нет. У меня похожие вопросы, и тоже нет ответа. От того, что его нет не только у меня, становится легче.
Дальше разбирать ничего не хочется, опять неинтересные композиции. Безыдейность, понимаешь. Видно, все блестящие идеи Лиги высосали завистливые конкуренты :) . За кадром остались: «Первый отряд» – наимерзейшая затычка, рэпообразная «армейская песня»; «Кто ты такой?!» - очередной репрезент для тех, кто еще сомневается в крутизне Годзиллы после первых двух; «Сволочи» - песня из одноименного художественного фильма; Латы, другая версия – основная проблема та же, что и в основной версии.
|